Ивашкин Евгений Денисович
15.12.2008
4482
0
Ивашкин Евгений Денисович родился 26
сентября 1941 года в городе Сталино (ныне Донецк) в шахтерской семье.
Его отец, Денис Борисович, 1914 года рождения, уроженец Брянской области, отслужив срочную воинскую службу на Дальнем Востоке, в 1938 году приехал в Донбасс. Поступил трудиться на шахту № 10-бис в городе Сталино, здесь обзавелся семьей и в 1941 году родился первенец - Евгений.
Уже в первый месяц с начала Отечественной войны сержант запаса Денис Ивашкин был призван в действующую армию и служил шофером в артиллерийском полку. За два фронтовых года его «полуторка» преодолела не одну тысячу километров фронтовых дорог, не одну тысячу тонн боеприпасов перевезла на боевые позиции артиллеристов. Ратные заслуги фронтового водителя были отмечены и боевыми наградами - орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими.
Вскоре после освобождения Донбасса в воинские части Советской Армии поступил приказ «О досрочной демобилизации специалистов угольной промышленности и отправке на восстановление шахт Донбасса». В начале 1944 года Денис Борисович Ивашкин возвратился в Сталино, где его встретила супруга Вера Филипповна уже с 2-годичным сынишкой, приступил к труду на восстановлении шахты «Александровская» на Рудченковке. Работая на производстве, Денис Борисович окончил годичные курсы горных техников, впоследствии трудился горным мастером, потом начальником участка сперва на строительстве, затем на эксплуатации, на шахте «Октябрьская».
Сын фронтовика и шахтера Евгений Ивашкин в 1958 году окончил 10 классов в СШ № 74 в городе Сталино.
«Но в семнадцать лет я еще не определился в выборе профессии, и в какое высшее учебное заведение поступать, - рассказывает Евгений Денисович, - поэтому по совету отца поступил на шахту «Октябрьская» слесарем по ремонту шахтных вагонеток, а уже через два года поступил в Харьковский горный институт.
Получив в 1965 году диплом горного инженера, я был распределен в комбинат «Артемуголь», где получил направление в трест «Красноармейскуголь». На беседе с 4-мя молодыми инженерами управляющий трестом огласил приказ о назначении нас на должности по шахтам треста, меня направили на шахту имени Шевченко помощником начальника участка.
Должен заметить, - продолжает собеседник, - что на тот период у меня была семья: жена Вера, тоже выпускница нашего института и годовалая дочурка Наташа. И для меня не так была важна высокая должность, как скорее получить квартиру, но, как было известно, на поселке шахты имени Шевченко строительство жилья не велось. Поэтому я обратился к управляющему с просьбой направить работать на шахту, где имеется возможность быстрее получить жилую площадь, и добавил, что согласен на любую должность или рабочую профессию. Внимательно выслушав меня, управляющий пожал мою руку и распорядился внести изменение в приказ и направить горным мастером на шахту имени Димитрова.»
В те годы коллектив «димитровцев» был одним из передовых не только в тресте, но и Министерстве угля Украины. Здесь в короткий срок молодой инженер Евгений Ивашкин своим добросовестным трудом завоевал авторитет и не только получил благоустроенную квартиру, но и успешно продвигался вверх по служебной лестнице.
И вот в августе 1968 года наступил первый крутой поворот... Работавшего в то время заместителем начальника участка лейтенанта запаса Евгения Ивашина пригласил военный комиссар Красноармейского района и без дипломатического вступления объявил:
- Вы, Евгений Денисович, подлежите призыву в Вооруженные Силы. Учитывая отличную аттестацию военной кафедры института и характеристику командования с воинских сборов, рекомендовано вас на должность командира взвода управления в артиллерию. Место службы - в Дальневосточном военном округе, на сборы отведено трое суток, - закончил подполковник.
- Готов служить Родине, - отрапортовал лейтенант запаса. - Но как быть с семьей?
- Хотя мотострелковая дивизия, в которой вам предстоит проходить службу, располагает военным городком и комнатой в офицерском общежитии, семейные обеспечиваются, но мой совет, - ответил военком, - пока семью с места не трогать. Приедете на место, определитесь и примете решение о переезде семьи, при необходимости военкомат окажет содействие.
Идя домой, Евгений размышляет:
«Мирное время, работаю в одной из основных промышленностей, мне исполняется 27 лет, семья - жена и дочь, и - призыв в армию. Странно, но, наверное, есть для этого веские обстоятельства...» Беседуя с Евгением Денисовичем, задаю вопрос:
- И каковой же была реакция родственников?
- Что бы нас ни ждало в далеком краю, мы будем «служить» с тобой вместе, - заявила жена Вера, ее поддержали и родители. В первых числах сентября я отправился на Дальний Восток, а через два месяца прибыло и мое «боевое подкрепление» - семья, - заканчивает повествование собеседник...
135-я мотострелковая дивизия, входившая в состав Краснознаменного военного округа, дислоцировалась в Уссурийском крае, в нескольких десятках километров от государственной границы по реке Амур.
К концу 1968 года обстановка на участке госграницы с Китаем резко обострилась. С сопредельной стороны участились нарушения сначала одиночек, а потом и групп. Все чаще на заставах Уссурийского погранокруга стали звучать сигналы боевой тревоги.
В последних числах февраля 1969 года 469-й мотострелковый полк, в составе минометной батареи и взвод управления под командованием лейтенанта Евгения Ивашкина по боевой тревоге выступил на охрану госграницы по левому берегу Амура. А на рассвете 2 марта погранпосты обнаружили движение с правобережья по льду многочисленных колонн людей, по направлению к острову Даманский. В туманной дымке проступали и силуэты техники, сопровождающей колонну нарушителей границы.
Командир минометной батареи капитан Гулевич, находившийся на командном пункте лейтенанта Ивашкина, объявил боевую тревогу и приказал определить координаты для ведения огня по руслу реки южнее острова Даманского.
Пограничники завязали бой с нарушителями, но малочисленному их гарнизону на острове трудно сдерживать натиск нарушителей.
Погибли командир заставы Иван Стрельников, его заместитель и многие младшие командиры. К вечеру командование заставой принял на себя комсомолец младший сержант Юрий Бабанский и при поддержке минометчиков пограничники отстояли остров. Нашествие нарушителей продолжалось на протяжении двух недель, и существенную помощь пограничникам в отражении атак оказывала минометная батарея 469-го мотополка, ведя огонь по резервам противника, разрушая ледовый покров правого рукава реки Амур.
За мужество и героизм, проявленные при защите рубежей Родины, звание Героя Советского Союза было присвоено старшему лейтенанту И.И. Стрельникову (посмертно) и младшему сержанту Ю.В. Бабанскому. Личному составу минометной батареи 469-го полка объявлена благодарность командующего округом, в их числе и лейтенанту Е.Д. Ивашкину. Благодарственное письмо гласит:
«За мужество и отвагу, проявленные при защите дальневосточных рубежей нашей Родины объявляю благодарность. Выражаю уверенность, что Вы и впредь будете служить примером в выполнении воинского долга».
Участник боевых действий при защите государственной границы у острова Даманского старший лейтенант Евгений Денисович Ивашкин в сентябре 1970 года был уволен в запас с аттестацией «... Годен к исполнению обязанностей командира артбатареи в военное время...»
И тут новый крутой поворот судьбы... При постановке на воинский учет офицера запаса в Донецком облвоенкомате ему настойчиво рекомендовали пойти на службу в правоохранительные органы (видимо, военком имел разнарядку на пополнение этих органов за счет офицеров запаса - предположение Е.Д. Ивашкина) и отказываться было бесполезно.
Год прослужил Евгений Денисович старшим инспектором ОБХСС при Дзержинском ГО МВД и только в августе 1971 года вновь приступил к работе по специальности.
Пять лет трудился на шахте «Новая» треста «Дзержинскуголь» последовательно заместителем начальника участка, начальником участка и начальником смены.
С августа 1976 года почти на четверть века судьба Евгения Денисовича была связана с коллективом шахты имени Ворошилова (ныне «Северная»). Работал горным мастером, заместителем начальника и начальником участка, старшим инженером по капитальному строительству, заместителем директора по производству, а с сентября 1985 года по июнь 1999 года в должности директора этой шахты.
Почти 14 лет на посту директора шахты - срок знаменательный. Евгений Денисович является вторым среди руководителей угольных предприятий в нашем городе (первый - бывший директор шахты, ныне покойный Александр Сергеевич Шистка), проработавший директором на одной шахте более десятка лет.
Во второй половине 80-х годов коллектив шахты имени Ворошилова был на подъеме, с плановыми заданиями справлялся из года в год. Но в последующие, 90-е годы при отработке пластов на километровой глубине со сложными горно-геологическими условиями и при отсутствии средств на обновление основных фондов выросла аварийность на стационарном оборудовании, и объем добычи на шахте стал уменьшаться. И нет в этом вины ни руководителей, ни коллектива трудящихся.
В эти годы Евгений Денисович многократно избирался депутатом Кировского поселкового совета, был депутатом Дзержинского городского совета и членом его исполнительного комитета. Он чутко реагировал на запросы поссовета и жителей поселка по улучшению жилищно-бытовых условий, оказывал содействие в осуществлении мероприятий по благоустройству поселка и города.
О том, что бывший руководитель заслужил авторитет трудящихся шахты и жителей поселка Кирово, свидетельствовали бурные аплодисменты, которыми зал встречал Евгения Денисовича при его выходе в президиум торжества, посвященного 100-летнему юбилею шахты в августе 2001 года.
Ивашкин Евгений Денисович имеет научную степень кандидата технических наук, с августа 2000 года продолжает трудиться в ГП «Дзержинскуголь» заместителем технического директора по капитальному строительству.
Его отец, Денис Борисович, 1914 года рождения, уроженец Брянской области, отслужив срочную воинскую службу на Дальнем Востоке, в 1938 году приехал в Донбасс. Поступил трудиться на шахту № 10-бис в городе Сталино, здесь обзавелся семьей и в 1941 году родился первенец - Евгений.
Уже в первый месяц с начала Отечественной войны сержант запаса Денис Ивашкин был призван в действующую армию и служил шофером в артиллерийском полку. За два фронтовых года его «полуторка» преодолела не одну тысячу километров фронтовых дорог, не одну тысячу тонн боеприпасов перевезла на боевые позиции артиллеристов. Ратные заслуги фронтового водителя были отмечены и боевыми наградами - орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими.
Вскоре после освобождения Донбасса в воинские части Советской Армии поступил приказ «О досрочной демобилизации специалистов угольной промышленности и отправке на восстановление шахт Донбасса». В начале 1944 года Денис Борисович Ивашкин возвратился в Сталино, где его встретила супруга Вера Филипповна уже с 2-годичным сынишкой, приступил к труду на восстановлении шахты «Александровская» на Рудченковке. Работая на производстве, Денис Борисович окончил годичные курсы горных техников, впоследствии трудился горным мастером, потом начальником участка сперва на строительстве, затем на эксплуатации, на шахте «Октябрьская».
Сын фронтовика и шахтера Евгений Ивашкин в 1958 году окончил 10 классов в СШ № 74 в городе Сталино.
«Но в семнадцать лет я еще не определился в выборе профессии, и в какое высшее учебное заведение поступать, - рассказывает Евгений Денисович, - поэтому по совету отца поступил на шахту «Октябрьская» слесарем по ремонту шахтных вагонеток, а уже через два года поступил в Харьковский горный институт.
Получив в 1965 году диплом горного инженера, я был распределен в комбинат «Артемуголь», где получил направление в трест «Красноармейскуголь». На беседе с 4-мя молодыми инженерами управляющий трестом огласил приказ о назначении нас на должности по шахтам треста, меня направили на шахту имени Шевченко помощником начальника участка.
Должен заметить, - продолжает собеседник, - что на тот период у меня была семья: жена Вера, тоже выпускница нашего института и годовалая дочурка Наташа. И для меня не так была важна высокая должность, как скорее получить квартиру, но, как было известно, на поселке шахты имени Шевченко строительство жилья не велось. Поэтому я обратился к управляющему с просьбой направить работать на шахту, где имеется возможность быстрее получить жилую площадь, и добавил, что согласен на любую должность или рабочую профессию. Внимательно выслушав меня, управляющий пожал мою руку и распорядился внести изменение в приказ и направить горным мастером на шахту имени Димитрова.»
В те годы коллектив «димитровцев» был одним из передовых не только в тресте, но и Министерстве угля Украины. Здесь в короткий срок молодой инженер Евгений Ивашкин своим добросовестным трудом завоевал авторитет и не только получил благоустроенную квартиру, но и успешно продвигался вверх по служебной лестнице.
И вот в августе 1968 года наступил первый крутой поворот... Работавшего в то время заместителем начальника участка лейтенанта запаса Евгения Ивашина пригласил военный комиссар Красноармейского района и без дипломатического вступления объявил:
- Вы, Евгений Денисович, подлежите призыву в Вооруженные Силы. Учитывая отличную аттестацию военной кафедры института и характеристику командования с воинских сборов, рекомендовано вас на должность командира взвода управления в артиллерию. Место службы - в Дальневосточном военном округе, на сборы отведено трое суток, - закончил подполковник.
- Готов служить Родине, - отрапортовал лейтенант запаса. - Но как быть с семьей?
- Хотя мотострелковая дивизия, в которой вам предстоит проходить службу, располагает военным городком и комнатой в офицерском общежитии, семейные обеспечиваются, но мой совет, - ответил военком, - пока семью с места не трогать. Приедете на место, определитесь и примете решение о переезде семьи, при необходимости военкомат окажет содействие.
Идя домой, Евгений размышляет:
«Мирное время, работаю в одной из основных промышленностей, мне исполняется 27 лет, семья - жена и дочь, и - призыв в армию. Странно, но, наверное, есть для этого веские обстоятельства...» Беседуя с Евгением Денисовичем, задаю вопрос:
- И каковой же была реакция родственников?
- Что бы нас ни ждало в далеком краю, мы будем «служить» с тобой вместе, - заявила жена Вера, ее поддержали и родители. В первых числах сентября я отправился на Дальний Восток, а через два месяца прибыло и мое «боевое подкрепление» - семья, - заканчивает повествование собеседник...
135-я мотострелковая дивизия, входившая в состав Краснознаменного военного округа, дислоцировалась в Уссурийском крае, в нескольких десятках километров от государственной границы по реке Амур.
К концу 1968 года обстановка на участке госграницы с Китаем резко обострилась. С сопредельной стороны участились нарушения сначала одиночек, а потом и групп. Все чаще на заставах Уссурийского погранокруга стали звучать сигналы боевой тревоги.
В последних числах февраля 1969 года 469-й мотострелковый полк, в составе минометной батареи и взвод управления под командованием лейтенанта Евгения Ивашкина по боевой тревоге выступил на охрану госграницы по левому берегу Амура. А на рассвете 2 марта погранпосты обнаружили движение с правобережья по льду многочисленных колонн людей, по направлению к острову Даманский. В туманной дымке проступали и силуэты техники, сопровождающей колонну нарушителей границы.
Командир минометной батареи капитан Гулевич, находившийся на командном пункте лейтенанта Ивашкина, объявил боевую тревогу и приказал определить координаты для ведения огня по руслу реки южнее острова Даманского.
Пограничники завязали бой с нарушителями, но малочисленному их гарнизону на острове трудно сдерживать натиск нарушителей.
Погибли командир заставы Иван Стрельников, его заместитель и многие младшие командиры. К вечеру командование заставой принял на себя комсомолец младший сержант Юрий Бабанский и при поддержке минометчиков пограничники отстояли остров. Нашествие нарушителей продолжалось на протяжении двух недель, и существенную помощь пограничникам в отражении атак оказывала минометная батарея 469-го мотополка, ведя огонь по резервам противника, разрушая ледовый покров правого рукава реки Амур.
За мужество и героизм, проявленные при защите рубежей Родины, звание Героя Советского Союза было присвоено старшему лейтенанту И.И. Стрельникову (посмертно) и младшему сержанту Ю.В. Бабанскому. Личному составу минометной батареи 469-го полка объявлена благодарность командующего округом, в их числе и лейтенанту Е.Д. Ивашкину. Благодарственное письмо гласит:
«За мужество и отвагу, проявленные при защите дальневосточных рубежей нашей Родины объявляю благодарность. Выражаю уверенность, что Вы и впредь будете служить примером в выполнении воинского долга».
Участник боевых действий при защите государственной границы у острова Даманского старший лейтенант Евгений Денисович Ивашкин в сентябре 1970 года был уволен в запас с аттестацией «... Годен к исполнению обязанностей командира артбатареи в военное время...»
И тут новый крутой поворот судьбы... При постановке на воинский учет офицера запаса в Донецком облвоенкомате ему настойчиво рекомендовали пойти на службу в правоохранительные органы (видимо, военком имел разнарядку на пополнение этих органов за счет офицеров запаса - предположение Е.Д. Ивашкина) и отказываться было бесполезно.
Год прослужил Евгений Денисович старшим инспектором ОБХСС при Дзержинском ГО МВД и только в августе 1971 года вновь приступил к работе по специальности.
Пять лет трудился на шахте «Новая» треста «Дзержинскуголь» последовательно заместителем начальника участка, начальником участка и начальником смены.
С августа 1976 года почти на четверть века судьба Евгения Денисовича была связана с коллективом шахты имени Ворошилова (ныне «Северная»). Работал горным мастером, заместителем начальника и начальником участка, старшим инженером по капитальному строительству, заместителем директора по производству, а с сентября 1985 года по июнь 1999 года в должности директора этой шахты.
Почти 14 лет на посту директора шахты - срок знаменательный. Евгений Денисович является вторым среди руководителей угольных предприятий в нашем городе (первый - бывший директор шахты, ныне покойный Александр Сергеевич Шистка), проработавший директором на одной шахте более десятка лет.
Во второй половине 80-х годов коллектив шахты имени Ворошилова был на подъеме, с плановыми заданиями справлялся из года в год. Но в последующие, 90-е годы при отработке пластов на километровой глубине со сложными горно-геологическими условиями и при отсутствии средств на обновление основных фондов выросла аварийность на стационарном оборудовании, и объем добычи на шахте стал уменьшаться. И нет в этом вины ни руководителей, ни коллектива трудящихся.
В эти годы Евгений Денисович многократно избирался депутатом Кировского поселкового совета, был депутатом Дзержинского городского совета и членом его исполнительного комитета. Он чутко реагировал на запросы поссовета и жителей поселка по улучшению жилищно-бытовых условий, оказывал содействие в осуществлении мероприятий по благоустройству поселка и города.
О том, что бывший руководитель заслужил авторитет трудящихся шахты и жителей поселка Кирово, свидетельствовали бурные аплодисменты, которыми зал встречал Евгения Денисовича при его выходе в президиум торжества, посвященного 100-летнему юбилею шахты в августе 2001 года.
Ивашкин Евгений Денисович имеет научную степень кандидата технических наук, с августа 2000 года продолжает трудиться в ГП «Дзержинскуголь» заместителем технического директора по капитальному строительству.