Степан Кириллович Рябошапка

15.12.2008
7978
0
«У горняков особенное дело — огонь до­быть и людям подарить!» - слова из песни о тружениках подземных глубин. Это и о нашем земляке - Степане Кирилловиче Рябошапке - богатыре земли донецкой. Родился Степан Кириллович Рябошапка в 1886 году в степном селе близ города Ново­георгиевска на Полтавщине в многодетной семье конюха Кирилла Рябошапки. Как стар­ший из детей Степан уже с раннего детства стал помощником отцу и был определен в подпаски, также гнул спину на помещика.
А летом 1901 года 15-летний Степан, про­лившись с отцом, с безутешной матерью, с младшими братишками и сестренками, с надеждой помочь родителям, ушел в самостоятель­ную жизнь.
На шахте «Центральная» (ныне имени Ф.Э.Дзсржинсюого в городе Дзержинске Донецкой области) три года работал лампоносом, дверовым, затем крепильщиком, с 18 лет проходчиком, а в 20 лет на­чал осваивать профессию углеруба на обушок.
Познав тяжелый шахтерский труд, социальную несправедли­вость и гнет со стороны хозяев и их прихлебателей, Степан рано и со­знательно примкнул к социал-демократическому движению по осво­бождению от каторжного труда, выполнял поручения руководителей организации - Петра Моисеенко, Наума Дубового, Сергея Лапина и других, участвовал в стачках и забастовках рабочих, происходивших в те годы в Горловке и на Щербиновских рудниках.
19 февраля 1905 года забастовка щербиновских шахтеров была расстреляна казаками и солдатами - четверо убитых, тридцать пять раненых. Этот день будет назван Первым кровавым воскресеньем Донбасса.
В период нашествия германских оккупантов и казачьих банд (1918-19 годы) Степан Рябошапка со всеми сознательными шахтерами активно участвовал в сохранении шахты-кормилицы. После осво­бождения района конницей Буденного, в январе 1920 года, в Щерби­новке была окончательно установлена Советская власть. Степан Рябошапка, Захар Козодоев, Харитон Бондарев, Семен Есин и другие кадровые горняки геройски отстаивали шахту и от натиска подзем­ной стихии, они трудились на самых ответственных участках по вос­становлению трудовой деятельности предприятия.
И уже через два месяца, 20 марта 1920 года губернская газета «Бахмутская правда» сообщила, что щербиновские горняки доби­лись значительных успехов в добыче угля. На шахтах Щербиновского рудника трудится более трех тысяч трудящихся, повысилась про­изводительность забойщиков, ежедневно увеличивается объем до­бываемого угля.
Вскоре Щербиновские рудники получили официальное наимено­вание «образцовых», а газета «Всесоюзная кочегарка» писала: «По своей экономической устойчивости и техническому оборудованию Образцовые Щербиновские рудники в настоящее время имеют боль­шую государственную ценность, как рудники с высокой производи­тельностью, являющейся основой восстановления Донбасса».
В успехи коллектива шахты «Центральная» внес свой вклад и Сте­пан Кириллович Рябошапка. Работая в забое, он обучал молодежь... Никогда он не думал быть учителем, а довелось, и какие парни-бога­тыри почтительно слушали и перенимали опыт у своего наставника - Рябошапки! В начале 30-х годов прошлого столетия на шахтах Цент­рального района Донбасса, отрабатывающих пласты с крутым падени­ем (45-80 градусов), началось внедрение для отбойки угля пневмати­ческих отбойных молотков. Пионером этого движения стал забойщик Горловской шахты «Кочегарка» Никита Алексеевич Изотов, его после­дователем в Щербиновке - Степан Кириллович Рябошапка.
Уже весной 1932 года на участке «Двойник-восток» всеми члена­ми бригады, руководимой Степаном Рябошапкой, были освоены от­бойные молотки, и сменная производительность труда каждого за­бойщика увеличилась вдвое, а план участка по добыче угля из месяца в месяц значительно перевыполнялся.
Но не все благополучно с внедрением новой техники шло в целом по шахте. Степан Рябошапка, посоветовавшись со своими забойщи­ками, предложил руководству шахты хорошо освоивших работу на отбойных молотках членов его бригады перевести на отстающие участки, назначив их бригадирами, сам возглавил бригаду забойщи­ков соседнего отстающего участка «Двойник-запад». Это начинание дало положительный результат.
1934 год стал переломным для коллектива шахты имени Ф.Э. Дзер­жинского (в этом году «Центральная» получила новое наименова­ние), в котором ежемесячно выполнялся установленный государственный план по добыче угля, значительно улучшились все техни­ко-экономические показатели, в городе развернулось строительство благоустроенного жилья и соцбытобъектов.
А в 1935 году коллектив шахты, освоив намеченную на 1945 год проектную производственную мощность, стал ежесуточно добывать 3100 тонн коксующегося угля.
В начале января 1936 года состоялся Вседонецкий слет последо­вателей Алексея Стаханова, в числе его делегатов был и представи­тель «Дзержинки» Степан Кириллович Рябошапка. Здесь состоялась его очная встреча с зачинателем движения, названного в его честь - стахановским, завязалась дружба двух богатырей земли донецкой. А коллективы шахт имени Дзержинского и «Центральная-Ирмино» за­ключили договор на соревнование, которое продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В первый месяц войны Степам Кириллович, находившийся уже на пенсии, несмотря на свои годы, снова пошел в забой, заменив на трудовом фронте ушедших защищать Родину своих учеников.
Когда фашистские полчища приблизились к границам Донбасса, ему было поручено руководить отправкой шахтерских семей в глубь страны. Он не спал сутками, добывая вагоны, организовывал погруз­ку людей, обеспечивал их дорожными пайками.
Сам Степан Кириллович отъезжал с последним эшелоном эваку­ированных дзержинцев, прибыв в Среднюю Азию, занимался рассе­лением земляков, а трудоспособных трудоустройством.
В мае 1942 года Степан Кириллович умер в городе Самарканде от острой сердечной недостаточности, где и похоронен.
Вся жизнь Степана Кирилловича Рябошапки отдана Донбассу. Он любил людей, с радостью и гордостью добывал для них огонь и свет. Он один из немногих, кому в довоенные годы при жизни был поставлен памятник в городе Дзержинске.
Удивительно чуткий на все происходящее, наш земляк прошел, можно сказать, легендарную жизнь и оставил о себе светлую память в сердцах поколений дзержинцев, которые в послевоенные годы вос­становили памятник славному земляку, и одна из улиц в центре горо­да носит имя Рябошапки.
Трудовые заслуги Степана Кирилловича были отмечены государ­ственными наградами-орденами Ленина и Трудового Красного Зна­мени, а дзержинцы избирали его депутатом Верховного Совета УССР первого созыва.
Из воспоминаний дочери героя Ольги Степановны, каким был Степан Кириллович семьянином, отцом и товарищем:
«Как ни занят был отец, он очень любил в часы отдыха посидеть с нами, детьми. Часто в такие минуты он вспоминал свое детство и юность, которые прошли в предреволюционные годы. Ему было 15 лет, когда пришел на шахту. Теперь разве только в учебниках по истории да в музее увидишь картинку и представишь, каким каторжным был труд шахтера. А ведь рядом с взрослыми в этом аду гнули спины дети. Тогда даже слово было такое - шахтарчук. Наверное, потому, что отец познал шахтерский труд от самых азов, он всегда выступал за механизацию труда, за усовершенствование техники. Очень гордился своим именным отбойным молотком, который получил первым в городе.
1936-40 годы, - отмечает Ольга Степановна, - были богаты событи­ями для нашей семьи. Дети выросли, братья Иван и Николай учились в летном училище (Николай Степанович Рябошапка, 1920 года рождения, гвардии лейтенант, летчик-штурмовик 225-й авиадивизии погиб 27 ок­тября 1944 года прим. автора). Я вступила в комсомол. Отец радовался. Всегда приветливо встречал молодежь - наших друзей, мы часами с ним беседовали о жизни, учебе и, конечно, о наших мечтах...
В нашем доме всегда было многолюдно. Жили мы неподалеку от шахты. Когда заканчивалась смена, по улице проходили целые брига­ды горняков. Отца, тогда уже депутата Верховного Совета Украины, знали все, он не жалел времени для общения с людьми. Не раз гостил у нас Никита Изотов. Когда они вдвоем с отцом заходили в комнату, ка­залось, им тесно, оба широкоплечие, осанистые. Часто к их беседам присоединялся Захар Козодоев, наш сосед, товарищ и постоянный со­перник отца по соревнованию за увеличение производительности тру­да. Шахтеры отца любили за скромность, честность и отзывчивость, Он был одинаково прост как в обращении с рабочим человеком, так и с высоким начальством, никогда не оставлял товарища в беде»
О материале
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Теги: дзержинцы
Об авторе
avatar

Реклама

Поиск Дзержинск / Торецк

Реклама