Живет война в воспоминаньях
В этом году исполняется 22 года со дня вывода советских войск из Афганистана. Но по-прежнему эта война остается для многих самой непонятной и необъяснимой. А для кого-то она была просто работой – тяжелой мужской военной работой. Как, например, для Валерия Александровича Стельмаха.
Немногословный, рассудительный, но уверенный в своих силах и явно способный на поступок – такое впечатление складывается сразу при одном взгляде на офицера в камуфляжной форме с боевыми наградами на груди.
Как большинство дзержинских мальчишек, выросших в шахтерской семье, он с детства знал дорогу на шахту, с нее и начинал свой жизненный путь. После окончания школы пришел на «Северную», где всю жизнь трудились отец Александр Алексеевич и мама Татьяна Тихоновна. Но через несколько месяцев парня призвали в армию: ушел на службу, как все, на два года, а вернулся в поселок только через двадцать лет.
Сначала Валерия направили в «учебку» в Вышний Волочек, а потом, уже сержанту, предложили учиться дальше – в Рязанском училище десанта. После его окончания молодой лейтенант отправился служить в Фергану в составе 28-й вертолетной эскадрильи. А где-то через год началась та самая война, в которой наши военные выполняли свой интернациональный долг.
Нам говорили: "Сорок лет без войн!”
А в это время в огненной стране
Мальчишки наши шли в жестокий бой
И гибли - на войне, как на войне...
Мы радовались: "Ах, как хорошо!
Уж сколько лет не бьем в бою врагов!”
А сколько было впереди еще
"Тюльпанов”, сколько цинковых гробов...
Мы так привыкли жить под мирным небом,
Что, видя среди нас седых ребят,
Не понимали, что за речкой где-то
По правде убивают и бомбят.
Так написал об Афганской войне один из ее участников. А Валерий Стельмах, оказавшийся в Афгане в самом начале 79-го, говорит лаконичнее и проще: «Я – военный и просто выполнял приказ». Его направили в полковую разведку 40-й армии. Подробности и детали своей «работы» Валерий и сегодня не рассказывает. Схематично это выглядело так: на вертолете их забрасывали в нужную точку, добыть необходимые сведения нужно было любой ценой. Иногда, выслеживая, маскируясь, делая дерзкие вылазки в самое логово врага, они месяцами орудовали в горах.
Так, на родину, где ждала его любимая девушка, пришел слух, что Валерий погиб. А он в это время уже командовал отдельной диверсионной бригадой. Однажды только в одном бою сразу потерял пять из двенадцати бойцов. А за другую операцию получил орден Красной Звезды.
Те события происходили высоко в горах. Терпел крушение вертолет «Ми-24», а на его борту, кроме документов большой важности, были «высокие» афганские представители. По рации Валерий Стельмах получил приказ: нужно было успеть раньше «духов», вывести всех спасенных из опасной зоны. Они сделали это быстро, четко и без потерь.
В другой раз небольшой бригаде пришлось вступить в неравный бой и держать оборону двое суток, пока не подоспела подмога. Выручали их навыки и приобретенный в горах опыт. Ведь они порой даже переодевались в национальную одежду, чтобы слиться с местным населением и побольше узнать. За ряд успешно проведенных операций Валерий получил медаль «За отвагу».
Но воевали они не за награды. Гораздо чаще с поля боя попадали не на торжественный плац, а в больничные палаты. Дважды был госпитализирован и Валерий Стельмах. В Кабуле его ставили на ноги после тяжелого ранения в спину, а в госпиталь Бурденко привезли с ранением в голову. Лечился, восстанавливался и снова возвращался в Афган – до самого февраля 1989 года.
С войны вернулся майором, но еще несколько лет, до 1992 года, оставался на службе, пока их воинскую часть не расформировали. Сложив военную форму и награды теперь уже для торжественных случаев, Валерий приехал в родной Дзержинск. Шахта встретила как родного, и 10 лет пролетели незаметно. Но не тот Валерий человек, чтоб уйти на заслуженный отдых и забивать в «домино» на досуге.
В его жизни только начинается новый этап. Новая работа, новая семья, новые перспективы. Сегодня он директор колхоза «Заря» Константиновского района, выращивает пшеницу и ячмень. Это тоже настоящее мужское занятие. Испокон века мужчины проявляли себя на поле брани и на хлебном поле. Год назад родился сын – тоже Валерий. Сегодня трудно сказать, какую из отцовских дорог он продолжит, но то, что любая из них достойная, можно сказать с уверенностью. А у Валерия уже есть новые планы и мечты, хочет открыть свое дело, причем настоящее производство. Поэтому так хочется пожелать ему успехов! И пожелать нам всем, чтоб вокруг нас было побольше настоящих мужчин, в чьих руках и оружие, и плуг, и любой инструмент послужат настоящему делу!