Вот так и живу
И маленькая победа над
собой делает человека сильней.
М. Горький.
Стрелки часов показывают далеко за полночь, звездами усеяно небо, притихло все вокруг, сегодня даже не слышно этих постоянно грохочущих выстрелов, а мне не спится - вся жизнь мелькает перед глазами, как в детском калейдоскопе, где краски меняются при медленном повороте: то красные, то черные, или как знакомый кадр из кинофильма - то миг радости, то кадр горя, обретения и потерь.
Нет, так нельзя.
Надо думать и верить в лучшее будущее - иначе схватит сердце, повысится давление. Кто-то умный сказал: "Надо жить здесь и сейчас, и все же, как в песне поется: "Не прожить нам в жизни без потерь…"
И моя жизнь полна потерь.
Умер в 30 лет любимый, молодой красавец-брат, только окончивший юридический институт и начавший работать помощником прокурора, следом - отец, бабушка и дедушка, добрая нежная невестка Вера. Скоропостижно ушла из жизни младшая сестра, только утвержденная судьей в Верховной Раде, полная энергии, сил. Мама не выдержала потери любимой дочери - ушла в мир иной через три месяца. Покинули два мужа - с последним прожили день в день 37 лет. Во время военных действий 21 июля пострадала моя квартира: ни окон, ни дверей, ни балкона, ни лоджии.
Казалось бы, как в этой жизни пережить все это. И сама себе отвечаю: силы надо искать в себе. У близких, друзей, сотрудников по общественной работе своя жизнь, и мы не вправе войти в нее со своей бедой.
Но близкие люди все же не оставили меня - помогают, чем могут. Племянница Ирочка каждое утро звонит, и ее теплые слова: "Как дела, тетушка?" придают силы, а вечером звонок дочери, которая даже по голосу определяет: "Мамочка, у тебя все в порядке, что-то твой голос грустный?" Радует меня и муж племянницы Ирочки Владимир. Он рыбак-любитель и частенько балует меня рыбкой. А недавно принес все, что вырастил на участке, и говорит: "Все это Вам на борщ, но мясо и картошку мы не выращиваем".
Очень помогает выстоять в сегодняшние тревожные дни моя общественная работа в совете ветеранов. Пусть за нее не получаем зарплату, но она помогает нам переносить все жизненные негаразды. А еще в последнее время появилось новое увлечение - хобби, как сейчас модно говорить - писать в газету "Дзержинский шахтер". Хочется успеть рассказать о тех, с кем прошла жизнь, вспомнить интересные события, сообщать о том, чем занимается ветеран-ская организация и как живут ветераны. Хочется вспомнить о каждом. "Дружба и братство дороже всякого богатства. Надо ценить дела, заметные едва", - так говорят мудрецы.
И, как правило, мысли и слова рождаются ночью, поэтому рядом всегда тетрадь, ручка и настольная лампа. Нужно обязательно записать, иначе утром даже не вспомнишь о тех хороших словах и выражениях, что пришли ночью.
Вот так и живу. И точно знаю, что пустоту и одиночество, которые образовались после потери близких людей, нужно обязательно заполнять радостью, оптимизмом, верой, иначе эту пустоту заполнят уныние, злость и печаль.
Я верю в то, что мысль материальна, и поэтому стараюсь повторять: "Мое здоровье крепкое и крепче с каждым днем (если бы!)" Но все же негатив нашей жизни заставляет задуматься о том, что с нами случилось. Что такое время не сделало нас ближе, добрее, что проявлять заботу о старых, немощных - обязанность молодых людей.
Вот пришла на вокзал с сумками, ищу свой автобус, территория вся в колдобинах, нет указателя, где останавливается автобус. В кассе сидит молодая девушка, ее не интересует, что люди пожилые спрашивают расписание, может быть, не видят и не могут прочитать, а в ответ: "Читайте, там все написано". Раньше по микрофону объявляли о начале посадки, а сейчас вышла посадчица молча и пошла отправлять автобус, а мы сидим в зале ожидания автовокзала, хотя сегодня трудно так его назвать.
Часто мы жалуемся на водителей, что они порой неуважительно относятся к старикам. Недавно на автотранспортной комиссии рассматривали поведение водителя, который высадил ветерана. Было принято постановление - через газету извиниться за свое поведение. Но прошло уже три недели, а извинений нет. Пожалуй, надо принимать другие решения и меры.
Можно понять и водителей, когда на них лежит ответственность за нашу жизнь. Заходишь в транспорт, имеешь право на льготы - предъяви удостоверение, поблагодари тех, кто уступил (если еще уступил) место.
Что же мы за люди! Стали обозленными, не здороваемся даже в лифте или на даче, порой не знаем, кто живет в подъезде, выбрасываем мусор на обочины дорог или даже из окон квартир, забываем слова "спасибо", "пожалуйста", вокруг домов, где живем, - амброзия, жалуемся на аллергию, возле дома сидим на скамейке и тут же плюем семечки и бросаем окурки. В это трудное время надо как можно больше уделять внимание друг другу. Рядом с нами наши дети, внуки и правнуки. Они смотрят на нас и, поверьте, перенимают плохое быстрее, чем хорошее. Помню, раньше едешь в поезде, у каждого газета или книга, потом времена изменились, и в руках - магнитофон, а сейчас - бутылка пива и сигареты, а разговор - одни маты. Дети почти не читают книг, они часами просиживают в Интернете. Но книги учат думать, мыслить, разговаривать, а не только воспринимать все, что пишут в Интернете, что далеко не всегда хорошее и полезное.
Мы, старшие, должны давать пример уважительного отношения к пожилым, любви к ближнему. Ведь молодым - жить и строить новую жизнь. Даже в это неспокойное время нельзя притягивать к себе негатив.
Хотелось бы, чтобы мы смогли стряхнуть с себя привычное недовольство, перестали ворчать. Рядом с нами дети и внуки. Мы должны им передать все лучшее, что у нас было и есть - любовь к родному краю, городу, в котором живешь. Народная мудрость гласит: "Что посеешь, то и пожнешь". Ведь сегодняшние молодые люди завтра будут стариками, и неизвестно, будет ли их старость лучше нашей.
Вот так и живу, два года ремонтирую разбитую квартиру. Ничего! Осталось отремонтировать балкон, надоело жить как в клетке, дышать пленкой, которая на солнце накаляется до 40 градусов. Да еще заменить собранную из кусков входную дверь, отремонтировать кондиционер, микроволновку и духовку. Все это еще впереди. А я повторяю слова:
"Душа - заплата на заплате, не сосчитать уже прорех.
Совсем недешево мы платим за каждый промах свой и грех.
Стежки неровные по кромке, рука уставшая дрожит.
Шепчу сама себе негромко: "Куда деваться, надо жить!"
Л. Братерская.