В большой семье и счастья больше

31.12.2010
1449
0

Новый год мы заслуженно называем главным праздником года. А для семьи Соловьевых это не просто всенародно любимый праздник, это их семейная достопримечательность. Потому что вместе с приходом каждого нового года они отмечают день рождения своей мамы – матери-героини Надежды Сергеевны Соловьевой. Нынче ей исполнится 85. Но даже при всем желании все родные и близкие не поместятся за одним праздничным столом, ведь их сегодня почти сто человек.

Надежда Сергеевна и сама родилась в большой шахтерской семье. Ее отец Сергей Прокофьевич Грибанов в конце 20-х – начале 30-х годов был начальником шахты имени Артема, мать растила четверых детей. Но семья очень рано потеряла кормильца, отец, что называется, надорвался на работе. Он пропадал днями и ночами в шахте, как-то на строительстве нового горизонта почти сутки пробыл по пояс в воде, заработал туберкулез, и через несколько лет умер.

Надежда успела закончить 7 классов, как началась война. В 17 лет она пришла на шахту, выполняла любую работу, даже вагоны толкала. А позже ей доверили ответственное дело – быть запальщиком или взрывником, как сейчас говорят. Между прочим, вот здесь, на шахтной глубине, она познакомилась с будущим мужем. Только было это уже после войны. Николай Соловьев вернулся с фронта – красавец, грудь в орденах, да еще и счастливчик: вернулся целым, здоровым. Полпоселка по нему вздыхало, а он выбрал Надежду, которая была намного моложе, но тоже красавица, певунья.

Несколько эпизодов из жизни старших Соловьевых в семье передают, как легенду из поколения в поколение. Например, как расписывались Николай и Надежда. Они пришли в загс, но там не было ни бумаги, ни чернил, была только печать, чудом сохранившаяся с довоенных времен. Работник загса аккуратно оторвал уголок от газеты «Звезда» и карандашом написал на нем фамилии новобрачных. Такое своеобразное свидетельство о браке заменили уже в      60-е, когда в семье было несколько детей.

А первую дочку Любочку молодая мама везла из роддома в занавеске. Это был 1946 год, в доме не было даже лишнего куска материи. Но Надежда не растерялась, сняла с окна занавеску, выстирала, выгладила, в нее и заворачивали ребенка. Много уделять времени малышке некогда было, работали с мужем в разные смены, чтобы по очереди присматривать за ней.




А позже все как-то пошло само собой. Родились вторая, третья, четвертая дочки, старшие присматривали за младшими, помогали матери по хозяйству. В начале 60-х женщин вывели из шахты, Надежду Сергеевну перевели на лесной грузчиком, кто скажет, что эта работа легче, очень ошибется. Но здесь она работала до самой пенсии. Последняя же запись в трудовой книжке Надежды Сергеевны датирована 1992 годом.

Когда в семье родился пятый ребенок – сын Толик, Надежда Сергеевна получила вторую «Медаль материнства». А после рождения еще двух дочерей ей вручили орден «Материнская слава». Но было это все довольно буднично. Как вспоминает Надежда Сергеевна, после работы зашла в контору, получила документы и орден – вот и все торжество. Правда, государство помогало, Надежда Сергеевна не в обиде. Ей вообще как-то некогда было в жизни обижаться, скандалить, конфликтовать. Работы, забот хватало. С соседями жила мирно, поэтому ее до сих пор тепло вспоминают на улице. Да и ребятишки Соловьевых никому не досаждали, а если где набедокурят, получали от мамы по первое число.

Сегодня, вспоминая детство, Наталья, которая осталась в Дзержинске и живет вместе с мамой, рассказывает: «Мама умела создать какую-то уютную, теплую атмосферу в доме. Мы всегда были накормлены, никогда не завидовали другим. Когда ходили в школу, мама каждому давала по 15 копеек на пирожки, а мы часто экономили, собирали денежку, чтоб потом сделать подарок кому-то из близких. На Новый год ставили елку, украшали, а подарки приносили из школы и, конечно, старались угостить маму».




Дорогу в жизни каждый выбрал свою, но все унаследовали от родителей трудолюбие, честность, доброту. Анатолий, например, оказался в числе первых ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, к сожалению, сегодня его уже нет в живых. Старшие сестры живут в Донецке, одна в Славянске, одна в Артемовске. И что особенно примечательно, во всех семьях не меньше трех детей. А у одной внучки – уже пятеро.

Всего же у Надежды Сергеевны Соловьевой, матери семерых детей, 18 внуков и 32 правнука! В новом году ожидается еще прибавление. Правнучка Сашенька похвасталась: «У меня скоро будет сестричка!»

- Вот я какая богатая! – говорит и сама юбилярша. – А представляете, сколько свадеб справили в нашей семье! Все, конечно, было в моей жизни: и голод, и война, но я рада, что детям и внукам не довелось это пережить. Надеюсь, и правнуки будут счастливы.

Надежда Сергеевна остается оптимисткой, хотя уже давно прикована к постели. Ноги, столько лет служившие хозяйке, принимавшие на себя самый тяжелый труд, сегодня отказали. Но возле нее родные люди, которые помогают пережить все трудности и окружают заботой и теплом. Жизнь ведь как бумеранг – кто щедро отдавал, тому сполна воздается.

Александра ВОСТРИКОВА.
О материале
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Теги: семья, дзержинцы, Домашний очаг
Об авторе
avatar