Протест шахтеров в Киеве: не достучимся касками, принесем отбойные молотки
Ритмичный грохот был слышен еще на дальних подступах к зданию Верховной Рады. Перед входом в парламент несколько десятков горняков под развивающимися флагами профсоюзов били оранжевыми шахтерскими касками о мостовую и об ограждение. Это нововолынские горняки были вынуждены прибегнуть к протесту из-за того, что шахту "Нововолынская №10" хотят поставить на консервацию.
Энергонезависимость не нужна?
Народные избранники, если бы соизволили выйти к протестующим, могли бы прочитать на развернутых плакатах перед ограждением требования горняков: "Достройка шахты "Нововолынская №10", единственной строящейся в Украине, — первый шаг к энергонезависмости", "Требуем передать финансирование в бюджет", "Закрытие шахт — преступление перед народом и державой". Но читали плакаты только пара-тройка полицейских из оцепления.
Шахтеры, присевшие в круг, подложив под себя каски или бутылки с водой, чтобы не сидеть на холодной мостовой, гадали, выйдет ли к ним кто-то из народных избранников?
- Да нет, не придут, мы же для них быдло, — предсказывал молодой крепкий мужчина.
- Не, ну чего? Наши депутаты-земляки выходили же. Обещали ставить вопрос на комитете… — парировал его старший товарищ.
- Так то ж наши, им сам бог велел.
Шахтеры возмущены тем, что шахта, которая строится с 1989 года и которую предыдущая власть неоднократно публично запускала в эксплуатацию, так и остается недостроенной. Хотя готовность объекта на сегодня — более 80%.
Нынешнее руководство Министерства энергетики и угольной промышленности уже не скрывает и открыто заявляет, что шахту поставят на консервацию, то есть, превратят в водокачку. Хотя именно на "Нововолынской №10" должны трудоустроить всех горняков Волынской области, которые потеряют работу в связи с остановкой других шахт. Ведь угольные предприятия региона тоже в ближайшее время прекратят работу.
"27 марта мы приезжали сюда и Верховная Рада внесла в Дополнение к Закону Украины про бюджет на 2016 год 100 миллионов гривен на достройку шахты, но не открыли финансирования. Все время приходилось писать письма, проводить акции, перекрывать дороги, потому что и от Кабмина, и от Министерства финансов, и от Минэнергоугля, что финансирование начнется в декабре. Это было задумано для того, чтобы деньги в конце года дать и сразу забрать, чтоб мы их не освоили. Наша власть, которая выбрана народом, строить шахту не хочет. Сейчас я слышу, что премьер-министр Украины Гройсман заявил, что самый главный приоритет бюджета на 2017 год — финансирование Вооруженных Сил Украины и Министерства внутренних дел и Национальной гвардии. И сегодня не сказать, что самым главным приоритетом является развитие экономики Украины? На экономике все держится, люди получают работу, зарплаты, а с этих зарплат платят налоги и финансируют депутатов и госслужащих. И как этого можно не понимать? Такое впечатление, что эти люди или далеки от реальности, или не на своем месте", — возмущался глава Независимого профсоюза горняков ГП "Передпусковая дирекция шахты №10 Нововолынская" Василий Прадид, перекрикивая грохот.
Пока только касками…
Шахтеры уверены, что только радикальные меры могут заставить власть услышать их голос: "Только радикальными методами можно чего-то добиться. А так народ для нашей власти — не народ. Такое впечатление, что наша власть работает на уничтожение украинской нации, нашего украинского народа. Хоть эту власть выбрали мы! И плохо, что наши люди не думают, за кого голосуют, кого выбирают. Нужно ценить тех, кто добро людям делает, а не тех кто много говорит, ничего не делает, и обманом заманивают людей проголосовать за них".
Председатель профкома Союза работников угольной промышленности шахты "Нововолынская №10" Павел Процюк пояснил, что они приехали в Киев требовать от нардепов и правительства, чтобы те дали людям выжить. В Нововолынске из девяти ранее работавших шах осталось только две действующие и одна недостроенная.
"У нас на весь город остается только одна эта шахта. Шахту номер девять уже включили в список под закрытие, "Бужанку" — в список на приватизацию, но если не будет инвестора, который захочет ее приватизировать, то ее закроют на реконструкцию. Если "Нововолынская №10" пойдет на консервацию, не известно, что с нами будет, и власть это не волнует. Нет ни новых рабочих мест, ничего нет. Будем бороться, будем пытаться достучаться хотя бы такими методами. Не получится достучаться касками — будем другим стучать. И думаю, что это вовсе не отбойные молотки будут", — предупредил Процюк.
Из-за его спины раздается громкий голос:
Долг по зарплате в 300 млн рублей - ростовские шахтеры объявили голодовку
- Какие там молотки? Есть и тяжелая артиллерия, и люди научены. Всё есть!
Глава профкома оглядывается, весело грозит пальцем, мол, не выдавай секретов.
Из шахтеров — в контрабандисты
"Людям негде работать, негде жить… Завтра нас выбросят на улицу, и всё. И власть это не интересует. Нововолынск выживает на контрабанде сигарет, ведь город приграничный. Раньше в каждой семье был шахтер, который содержал семью, а теперь в каждой семье контрабандист", — горько заключает Процюк.
Горняки после акции под Радой намерены переместиться к зданию Кабмина, где будет проходить расширенное заседание правительства. — Мы будем здесь стоять до посинения, — пообещали шахтеры.
Гулкое эхо грохота шахтерских касок разносилось над Печерскими холмами. Из Верховной Рады к горнякам так никто и не вышел.