Призыв и мобилизация. В войсках назрел бунт - Жданов
Президент Петр Порошенко может получить право принимать решения по укомплектованию личного состава Вооруженных Сил и других военных формирований в случае существенных изменений в военно-политической обстановке. Соответствующий законопроект зарегистрирован в парламенте. Согласно данному проекту, президент также получит право самостоятельно определять сроки призыва на срочную службу
При этом главнокомандующий ВСУ, генерал армии Виктор Муженко заявил, что седьмая волна мобилизации предусматривает значительный рост качества личного состава Вооруженных Сил. По его словам, потребность в количестве мобилизованных окончательно будет определена до конца марта 2016 года.
Зачем Петру Порошенко понадобилось расширять свои полномочия на определение сроков призыва, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов.
Почему решение внести изменение в законодательную базу по призыву возникло лишь сейчас, спустя почти два года после начала конфликта на Донбассе?
— Потому что верховному главнокомандующему некем комплектовать армию. Социальная ситуация настолько сложная в обществе, что объявлять седьмую волну мобилизации сейчас просто нереально. Пропагандистская машина раскрутилась в обратную сторону, к сожалению, и поэтому президент ищет выход, как оставить срочников, которые должны весной демобилизоваться, и отпустить четвертую и пятую волну демобилизации, потому что они уже на грани бунта. Плюс сюда добавится еще и новый призыв, который станет в строй вместо срочников.
То есть это делается для того, чтобы получить законные основания оставить в строю тех людей, которые должны демобилизоваться?
— Да. Сейчас в армии сложилась катастрофическая ситуация с комплектованием личного состава. Две волны мобилизации надо отпускать, а седьмую волну объявить из-за социальной обстановки в обществе они не могут. Вы же видите, уже три месяца отодвигаются сроки седьмой волны, и я думаю, что они вряд ли решатся на то, чтобы объявить ее. А комплектование, допустим, ВСУ в особый период вообще не представляет никаких проблем, потому что существует закон о военном положении, существует закон о чрезвычайном положении, которые предусматривают призыв военнообязанных. Если вводится такое положение, то Генштаб подает разнарядку, СНБО принимает решение о призыве, о мобилизации части населения и определяет, на какой срок.
Если будут внесены изменения в законодательство и президент получит право формировать сроки призыва, как будет работать механизм призыва?
— Механизм призыва останется тот же, только из закона "О всеобщей воинской обязанности" тогда надо убирать норму про сроки службы. Последний раз ВР в 2015 году вносила изменения — и срок службы с 12 месяцев был увеличен до 18 месяцев. Понятно, что сейчас через ВР законопроект об увеличении сроков службы для призывников не пройдет, потому что это непопулярное решение. Накануне вероятных парламентских выборов депутаты на такой шаг не пойдут. А так все будет указом президента определяться. Сегодня хочу — определяю 18 месяцев, завтра хочу — 24 месяца. То есть это вообще на демократические принципы абсолютно не похоже, так как решением одного человека мы будем определять срок службы в ВСУ. Это просто нереально.
Президент должен получить право принимать решения по комплектованию Вооруженных Сил. Чья это компетенция сейчас?
— Сейчас эта компетенция принадлежит Генштабу. По той обстановке, которая складывается в Украине, Генштаб определяет необходимую численность ВСУ и подает предложение в СНБО. А СНБО собирает эти все предложения, причем не только из Генштаба, а и из других силовых структур и определяет необходимую численность армии, а также то, какие именно войска надо доукомплектовать. Насколько я знаю, на сегодняшний день это должно быть утверждено в ВР. Никакого единоличия в принятии данного решения быть не может.