Масштабные митинги шахтеров в Киеве
Киев вновь захлестнула волна шахтерских протестов. Горняки, та самая дремлющая, но очень мощная, мотивированная и сплоченная сила, требует от властей спасти угольную отрасль. Не спасут – будут менять власть, предупреждают люди в оранжевых касках.
Как ни парадоксально, митинги горняков объединили Украину: здесь, в едином порыве, и Донбасс, и Львов…
Главное требование – порядок в отрасли
Во вторник в столице прошел Третий съезд шахтеров Украины, принявший постановление, в котором содержится обращение к президенту Порошенко об отставке профильного – энергетики и угольной промышленности – министра Владимира Демчишина.
Съезд горняков, в котором приняло участие около 800 делегатов, также потребовал созвать заседание СНБО, где должны быть выработаны меры по урегулированию кризисной ситуации в угольной отрасли, а в бюджет, уверены шахтеры, необходимо внести изменения – выделить средства на господдержку отрасли.
В противном же случае, если требованию проигнорируют, горняки обещают начать общеукраинские забастовки.
Ждут шахтеры и невыплаченных зарплат.
Если сформулировать кратко, горняки требуют от президента навести порядок в отрасли.
В ответ на это министр Демчишин заявил, что правительство погасит долги по заработной плате шахтерам уже в начале мая, однако сначала вернуть долги государству должен энергохолдинг олигарха Рината Ахметова ДТЭК.
Но, похоже, просто смиренно ожидать "лучших времен" шахтерам надоело: на среду они наметили масштабные акции протеста в столице.
Штурм милицейских кордонов
По факту митинг получился "блуждающим".
Около 10 утра на Институтской, неподалеку от станции метро "Крещатик", начала формироваться шахтерская колонна. Ярко выделяется плакат: "Дайте шахтерам не подачки, а возможность зарабатывать".
В руках у людей – знамена Профсоюза работников угольной промышленности (ПРУП) и Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ). На глаз горняков не меньше тысячи.
Колонна шахтеров направилась по улице Институтской к Администрации президента Украины. Они несут плакат: "Дайте шахтерам не подачки, а возможность нормально работать".
Первая остановка – у Администрации президента, но как только голова колонны поворачивает к АП, шахтеров встречает кордон из бойцов нацгвардии и правоохранителей. Всего милиции – около 100 человек.
– На штурм! – кричит кто-то из толпы.
Но штурма, как такового, не получается: милиция не оказывает сопротивления, и колонна прорывает редут, вплотную приближаясь к забору и пропускному пункту к президентской администрации.
Подъезжает желтый автобус, площадь начинает заполняться людьми. Видны плакаты и отпечатанные растяжки с призывами выплатить долги по зарплате, реформировать отрасль и спасти шахты. Прямо на месте устанавливается небольшая сцена, в руках первых выступающих появляются микрофоны.
Психическая атака
Горняки предупреждают милицию, что снесут забор, если их не пустят внутрь – передать свои требования руководству страны.
Вновь озвучиваются главные причины, почему собрался митинг: непрофессионализм министра Демчишина и его действия, угрожающие энергобезопасности страны, необходимость справедливой рыночной цены на украинский уголь – не ниже импортной альтернативы, восстановление социальных гарантий шахтеров.
– Возьмем ситуацию в свои руки – не позволим уничтожить угольную отрасль! – глава независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
После его слов начинается настоящая психическая атака: сотни шахтеров (всего на площади – не меньше тысячи людей) стучат касками об асфальт, деревья, каской об каску… Звук сливается в чудовищную какофонию, терпеть которую – пытка.
– Приехали сюда, потому что уже нет никаких сил терпеть, – рассказывает мужчина, представившийся Виктором, на вид ему – около 30 лет. – Денег не платят, кормят "завтраками", просто уничтожают отрасль… Почему все эти ё…е депутаты, которые сами не работают, не дают нам работать? Вот это не понятно! – негодует шахтер.
Переговоры и "при Януковиче меньше воровали"
Схожее с ним мнение у Ларисы, работающей бухгалтером на шахте. У женщины – муж-шахтер с более чем 30-летним стажем, сын-горняк, получивший на работе серьезную травму… В результате наплевательского, как говорит Лариса, отношения власти к угольщикам семья оказалась на грани выживания.
– Я встречалась с Наташей Королёвой (имеется в виду Наталья Королевская – экс-министр социальной политики – ред.), и она рассказывала, что сама – дочь шахтера, как понимает нас… Но что же ты тогда ничего не сделала, когда была министром, а? Теперь опять хочешь во власть, да? Только делают себе рекламу! – возмущенный голос женщины заглушает даже стук касок о брусчатку.
В это время со сцены митинга объявляют, что организаторам предлагают сформировать группу переговорщиков – по одному от каждого представленного региона, – которую примут в администрации президента.
После недолгих консультаций называются девять фамилий, люди начинаются двигаться сквозь толпу.
– Во власти – воры и мошенники! – микрофон оказывается в руках у пожилого, но очень активного мужчины. – Смели одну власть Майданом, но что изменилось, а?
В ответ слышны нецензурные ответы. Мужчина продолжает.
– При Януковиче меньше воровали, чем сейчас воруют!
По площади проносятся аплодисменты и одобрительный гул. Митингующие кричат, что пора двигаться к Кабинету министров, кто-то вовсе требует революции.
Это только начало
Какофония на площади продолжаются – стучат каски, горняки скандируют: "Зар-пла-та! Зар-пла-та!".
После консультаций в АП возвращается Михаил Волынец, вошедший в инициативную группу. Он говорит, что руководство страны и Минэнергетики попросту не владеют информацией по ситуации в угольной отрасли.
"Кто-то подает сюда (в администрацию президента – ред.) неправдивую информацию, не занимается конкретно и предметно угольной промышленностью. Люди не владеют ситуацией, хотя говорят, что мониторят", – рассказал митингующим Волынец.
Люди снова формируются в колонну. Путь – к Верховной Раде, затем – к Кабмину и министерству энергетики, а уже вечером организаторы обещают перекрыть Крещатик…
Пока же двигающиеся по центральной улице горняки парализуют движение по Институтской.
Украина из-за конфликта в Донбассе фактически потеряла большинство шахт. На неподконтрольной Киеву территории остались самые прибыльные шахты, а предприятия, оставшиеся под контролем властей Украины, добывают нерентабельные газовые угли. Многие из этих предприятий убыточны, у правительства нет денег на их содержание, поэтому планируется их поэтапное закрытие.