Искажай и властвуй. Зачем в Украине скрывают и подменяют статистику
Эпидемии гриппа нет, но люди продолжают умирать: с такой парадоксально-кошмарной ситуацией столкнулись украинцы. Согласно официальным данным, эпидпорог заболеваемости гриппом в стране не нарушен, а активные ограничительные меры, такие как карантин в учебных заведениях, принимать начали далеко не сразу.
В то же время, различные источники неоднократно приводили другие данные о заболеваемости людей, во много раз превышавшие "официальные" цифры.
В таком случае, зачем власть скрывает настоящие масштабы происходящего, и в каких еще случаях она предпочитает, мягко говоря, "недоговаривать"?
"Данные занижаются"
Еще около недели назад известный врач, педиатр харьковского "Дома ребенка" Андрей Пеньков сообщал о крайне удививших его данных.
"У меня вызывает вопросы статистика МОЗ, — говорил Пеньков. - Они сообщают, что с начала эпидемического сезона в Украине зарегистрировано 25 смертей от гриппа, при этом только в Одессе — 15. Как такое может быть? Например, в Харькове официально подтверждено 3 случая смерти от гриппа, все мужчины. Почему в Одессе 15, а у нас 3? Только я, лично или через знакомых, знал двух женщин среднего возраста, скончавшихся за последние недели от тяжелой двусторонней пневмонии, которая, я уверен, вызвана именно гриппом. Но в заключении о смерти напишут, возможно, не грипп, а что-то другое, и это не попадет в соответствующую статистику".
Подобные практики подтвердил для СМИ источник в Киевской санитарно-эпидемиологической службе, попросивший об анонимности. По его словам, данные по заболеваемости гриппом почти всегда занижаются.
"Сводки о больных поступают из лечебно-профилактических учреждений в районную СЭС, а та передает в городскую. Однако всегда сведенная цифра была заниженной, поскольку дифференцировать грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) при загруженности врачей очень сложно, так что определение идет в пользу ОРВИ. А вот когда объявляется эпидемия, диагноз "грипп" ставят всем подряд", — рассказал источник.
"Это вопрос пропаганды"
Но далеко не только статистика заболевших в Украине вызывает большие вопросы. Так, заявляемые государством цифры по безработице в стране эксперты называют "очень далекими от реальности".
В ноябре 2015 года сообщалось, что официальный уровень безработицы в Украине — 9,2% (1,7 млн человек). В свою очередь, экономист Александр Дудчак считает, что власти специально "правят" данные: по словам эксперта, в официальных данных по безработице не учитываются сотрудники предприятий, которые работают один или два дня в неделю или работают по сокращенному рабочему дню.
"Их просто не считают безработными. Но, соответственно, они и получают в четыре-пять-шесть раз меньше. Называть их безработными не хотят - нужно будет платить пособия, но, с другой стороны, и работой это назвать нельзя. Такая ситуация - по очень многим предприятиям. Эта статистика по безработице очень далека от реальной ситуации", - рассказал Дудчак.
Скептически отнеслась к опубликованным Госстатом данным о безработице и директор компании Profconsulting, член совета ассоциации HR Forum Екатерина Ковалевская, назвавшая эти цифры "пропагандой".
"Мы все знаем, что в нашей стране любые статистические данные, мягко говоря, грешат большой "погрешностью". Мы все понимаем, что часто это вопрос пропаганды, мол, что-то стало чуть получше. Да, очень большое количество людей выезжает (за границу — Ред.), и, соответственно, они перестают получать пособия по безработице. Поэтому сложно сказать, что ситуация улучшилась", — сказала Ковалевская.
Умножить на десять
Не согласны эксперты и со статистикой, публикуемой МВД. В декабре 2015 года в ведомстве сообщили, что в Киеве с начала года зарегистрировано более 450 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, из которых 293 раскрыто, а за прошедший год правоохранители изъяли 400 единиц оружия, среди которых 3 пулемета и 7 гранатометов.
Президент Всеукраинской ассоциации операторов рынка безопасности Сергей Шабовта предлагает умножать цифры статистики на десять.
Впрочем, глава МВД Арсен Аваков вообще отменил для своего любимого детища — патрульной полиции — требования к количеству раскрываемых преступлений. Оценивать работу правоохранителей предполагается по четырем показателям: результаты внешнего опроса, оценка бизнес-среды, результаты внутреннего опроса и выполнение приоритетных задач.
Черный рынок в "тени"
Но не только прямую подтасовку данных от власть имущих можно обнаружить в Украине. Другой прием — "интерпретация" цифр, говоря проще — манипуляции с ними.
Накануне глава Нацбанка Валерия Гонтарева озвучила статистику, что в 2015 году украинцы продали банкам валюты на $2,233 млрд., купили — лишь на $683,9 млн. А в декабре украинцы продали на $120,7 млн. больше наличной валюты, чем купили. Цифры, как можно предполагать, должны демонстрировать высокий уровень доверия граждан к национальной валюте.
Но председатель Нацбанка, разумеется, не упомянула того, что административные ограничения в банках загнали большинство валютных операций в "тень" — на черный рынок.
Об этом на своей странице в Facebook написал Экс-глава НБУ Сергей Арбузов.
"Из-за административных ограничений в банках покупается лишь незначительная часть валюты. Усилиями Центробанка черный рынок стал главным валютным рынком страны. Но хуже всего то, что реальный баланс спроса и предложения теперь неизвестен даже специалистам, ведь статистика не видит большинства валютообменных операций. Что и позволяет НБУ находиться в столь комфортном для него состоянии "блаженного неведения", — отметил Арбузов.
…но проверяй
Премьер-министру Великобритании 19 века Бенджамину Дизраэли приписывают выражение: "существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика". Украинские власти, по-видимому, взяли крылатую фразу на вооружение.
Зачем? Причин может быть много: приукрасить ситуацию, скрыть некие цифры, не допустив волнений и "ненужных" движений в обществе, показать, что власть — работает, достигает успехов. А также не стоит забывать и о человеческом факторе, способном поставить любые цифры с ног на голову.
В таком случае, людям остается взять на вооружение другую поговорку: "Доверяй, но проверяй", и верить опубликованной статистике только после ее тщательной проверки.