Децентрализационная речь Порошенко: всякому городу нрав, права и шоколадка
Порошенко, как и в случае с отставкой главы СБУ Валентина Наливайченко, очевидно придется "давить" на депутатов, убеждая их пряниками производства фирмы Roshen.
Заявленные изменения в Конституцию должны собрать 300 депутатских голосов. Но Радикальная партия и "Самопомич" отказываются за них голосовать, говорят, что президент тянет рычаги на себя и не несет самостоятельности регионам. То есть проект может получить голоса, заручившись поддержкой "Оппозиционного блока". Но и с этим у него проблемы – если его противники поддерживают децентрализацию, а соратники – нет, значит, она льет шоколад не на ту мельницу.
Во время презентации Порошенко не удалось доказать, что Украина после децентрализации будет в шоколаде. Именно потому журналисты спрашивали, не осуществляет ли президент внешний сценарий. Именно поэтому такой вопрос вывел из себя Порошенко.
Видимо, во избежание лишних вопросов президентское выступление было нетипично кратким – всего 18 минут, за которые Порошенко лишь дважды упомянул Россию и один раз – Крым. Агрессивной риторикой на этот раз не пользовался — она уходит в прошлое по мере приближения местных выборов.
К тому же в первых строках Порошенко заговорил на русском. "Всякому городу нрав и права", – помянул он слова философа Григория Сковороды.
Дальше президент перешел от философии к географии – мол, децентрализация приближает власть к человеку на расстояние вытянутой руки.
Затем добрался и до медицины, заявив, что децентрализация — "это прививка от бациллы федерализации".
Дальше Порошенко занялся геополитикой, сообщив, что "децентрализация станет нашим цивилизационным отличием от соседей. Она приблизит к европейским стандартам".
В продолжение президент обратился к зоологии, сообщив, что делегирует жителям регионов "львиную долю полномочий".
В завершение президент, бывший дьяконом Украинской православной церкви, перешел к богословию, мотивировав необходимость децентрализации тем, что "береженого Бог бережет".
По существу же было сказано следующее: Киев будет делиться деньгами с регионами, а те смогут формировать свои бюджеты. Глав госадминистраций заменят префекты с функциями наблюдателей. Местные советы, заподозренные в сепаратизме, будут расформированы решением президента. Ситуация в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будет оговорена в отдельном законе. Вопрос Крыма в список поправок не вошел, так как он прописан в Конституции как составная часть Украины.
Президент не сказал, какая часть налогов будет оставаться в регионах. Он не прояснил, какими бюджетами смогут оперировать местные власти. Осталось неясным, хватит ли им денег на выполнение новых функций.
Зато президент напомнил, что он — лишь субъект законодательной инициативы, и все дело – за парламентом. С дипломатического на русский это переводится так: перед ЕС президент отчитался, один из пунктов Минских договоренностей он выполнил, инициативу по реализации своего мирного плана – проявил. А дальше депутаты могут поступать с этим законопроектом как с продукцией фабрики Roshen: захотят – съедят, не захотят – понадкусывают. Тут с производителя спроса нет. Рекламации не принимаются.