Коксующиеся угли: через тернии к спросу
Параметры рынка. По оценкам УНПА «Укркокс», в 2008 г. предприятия Украины потребили приблизительно 28 млн. тонн коксующихся углей. При этом внутреннее производство составило немногим более 17 млн. тонн, остальная потребность была покрыта импортом на общую сумму почти 3 млрд. долл. В том числе – порядка 7 млн. тонн концентрата из России; меткомбинат «АрселорМиттал Кривой Рог» завозил угли из Казахстана, Индустриальный союз Донбасса – из США и Канады.
В то же время к концу года падение выпуска кокса позволило практически полностью отказаться от импорта углей. Не будут, скорее всего, завозиться угли и в ближайшие месяцы – тем более из «дальнего зарубежья». Хотя еще по результатам января-ноября относительно 11 месяцев 2007 г. импорт коксового угля на отечественный рынок был больше на 2,5% (9,5 млн. тонн).
Отметим: еще в 2006 г. украинские добытчики коксующихся углей вели активную лоббистскую борьбу против его импорта, в т.ч. пытались инициировать антидемпинговое расследование. Одним из формальных поводов стал импорт угля из Казахстана криворожским меткомбинатом.
Кстати, в числе многосторонних «антикризисных» договоренностей конца года, как известно, был пункт о том, что металлурги страны должны выкупать у угольщиков некий минимальный объем коксующихся углей. Однако по заявлениям почти всех участников рынка, это соглашение по состоянию на конец 2008 г. и близко не выполнялось. Впрочем, как и большинство иных «антикризисных» договоренностей – скажем, тот же широко пропиаренный Меморандум между правительством и металлургами.
В кризисных условиях предприятия-поставщики углей для коксования в конце прошлого года прогнозируемо снижали цены. Так, по информации наших собеседников в Министерстве промышленной политики, если в августе 2008 г. по краткосрочным контрактам цены на угольный концентрат марок «К», «Ж» и «Г» составили 370 долл./тонн, 340 долл./тонн и 207 долл./тонн соответственно – то ко второй половине декабря они упали до $100 долл./тонн, 105 долл./тонн и 75 долл./тонн. То есть, в среднем не меньше чем в 3 раза. Несмотря на это, к Новому Году запасы коксового угля на складах производителей составляли 180-190 тыс. тонн.
Хроника и новости госфактора.
Как известно, проекты оптимизации работы угольной отрасли Украины существовали задолго до современного глобального экономического кризиса. Ключевым вопросом здесь, несомненно, была и остается приватизация оставшихся государственных шахт. К примеру, еще летом 2006 г. премьер-министр Виктор Янукович заявлял, что для нормальной работы отечественного ГМК шахты по добыче коксующегося угля должны быть включены в металлургические холдинги. То есть, в вертикально интегрированные цепочки «уголь-кокс-металл» (такой полной цепочкой обладает, в частности, Метинвест Холдинг). Данный тезис тогда был включен и в программу дальнейшей работы Министерства угольной промышленности. А уже в конце 2006 г. данное министерство обнародовало блок из 7 участков, наиболее перспективных для строительства новых шахт, с суммарными запасами свыше 1 млрд. тонн угля и общей годовой мощностью добычи 17,7 млн. тонн.
Самым перспективным был назван проект «Краснолиманская-Глубокая», другие проекты – «Добропольская-Капитальная», «Самарская-Капитальная» (все – Донецкая обл.), «Новосветловская», «Боржиковская» (Луганская обл.), «Червоноградская №3», «Тягловская №1» (Львовская обл.). Ориентировочный объем необходимых капиталовложений по всем этим проектам был тогда оценен в более чем 20 млрд. грн.
Далее, в позапрошлом году Минуглепром начал создание на базе госшахт т.н. оптового рынка угольной продукции (ОРУП) – по аналогии с ранее созданным оптовым рынком электроэнергии. По этому проекту предполагалось, что ключевой оператор рынка – ГП «Уголь Украины» - оценивает текущий спрос на угольную продукцию и в зависимости от этого планирует и корректирует объемы поставок. Также за ГП закреплялось установление усредненной цены на уголь (исходя из его себестоимости на различных шахтах) и борьба с демпингом.
Напомним, в конце 2003 г. Минтопэнерго создало Оптовый рынок энергетического угля. А в 2004 г. президент Леонид Кучма подписал указ о создании НАК «Уголь Украины» - в составе, в частности, госпредприятий «Угольная энергетическая компания» и «Угольная коксовая компания» (на базе некорпоратизированных ГП). Впоследствии из-за борьбы за контроль над НАК ее формирование приостановилось. Действует и «перспективная» госпрограмма «Уголь Украины».
В свете сказанного выше не странно, что в конце минувшего года Донецкая областная госадминистрация снова подняла вопрос о приватизации оставшихся «коксовых» госшахт. Так, в декабре 2008 г. областное руководство объявило о необходимости формирования перспективной группы опорных шахт, способных обеспечить поставки конкурентоспособных углей для коксования в эффективных объемах. И базовым условием этого называют полную приватизацию всех ГП по добыче коксового угля.
Где перспектива?
Действительно, в условиях кризиса получить контроль над теми или иными перспективными активами может быть гораздо проще, чем в «мирной» ситуации. К тому же за топливно-энергетические активы и на украинском, и на мировом рынке продолжается активная борьба, подогреваемая потребностью борющихся сторон в «антикризисном» снижении себестоимости своей работы, собственно, вне зависимости от бизнес-профиля.
Так что продолжение борьбы за контроль над коксоугольными предприятиями не удивительно. По словам ведущих специалистов ГП «Укрпромвнешэкспертиза», некоторые металлургические холдинги опираются на базовый прогноз развития событий, согласно которому стабилизация в промышленности и ГМК Украины начнется не позднее лета 2009 года.
Цены же на коксующийся уголь в наступившем году, по прогнозам западных экспертов, упадут не менее чем на 25-26% (для сравнения, на энергетический – более чем на 20%). Так, стоимость высококачественных марок под коксование снизится до 220-225 долл./тонн (до кризиса – 305 долл./тонн). Аналитик компании Macquarie Джим Леннон считает, что «цены установятся на уровне, который позволит производителям работать рентабельно – но сдержит их от инвестиций в развитие мощностей».