Обитаемый остров
Продолжительность: 117 мин.
боевик / фантастика
Режиссёр: Федор Бондарчук
Сценарий: Эдуард Володарский, Марина Дяченко, Сергей Дяченко, Аркадий Стругацкий (роман), Борис Стругацкий (роман)
Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов
Оператор: Максим Осадчий
Композитор: Юрий Потеенко
Художники: Кирилл Мурзин (концепт-дизайнер), Павел Новиков
Грим: Дмитрий Кириллов
Костюмы: Татьяна Мамедова
А также: Леонид Волосатов (супервайзер компьютерной графики) В ролях: Василий Степанов (Максим Каммерер), Петр Федоров (Гай Гаал), Юлия Снигирь (Рада Гаал), Алексей Серебряков (Странник), Федор Бондарчук (Прокурор), Гоша Куценко (Вепрь), Сергей Гармаш (Зеф), Михаил Евланов (Ротмистр Чачу), Анна Михалкова (Орди Тадер), Андрей Мерзликин (Фанк), Сергей Барковский (Ноле Ренаду)
2157 год. Русский космический корабль, пилотируемый двадцатилетним Максимом Камеррером, терпит крушение на далекой обитаемой планете Саракш. Отважному астронавту предстоит познакомиться с таинственной страной, управляемой Неизвестными Отцами — пятью анонимными властителями, манипулирующими сознанием жителей с помощью специальных излучателей. Здесь Максим встретит новых друзей, наживет врагов, обретет любовь, и, пройдя через опасные испытания, голод, смертельную опасность и потери, возглавит повстанческое движение, бросив вызов пятерке алчных правителей...
-------------------------------------------------------------------------------
25 декабря создатели «Обитаемого острова» представили долгожданный шедевр на суд прессы и виптусовки.
Сразу скажу о главном: несмотря на умопомрачительный для нашего кинематографа бюджет фильма, фуршет был скромным. Тарталетки с салатом «Оливье», селедка в винном соусе, фрукты и, как апофеоз праздника, - маленькие бутербродики с красной рыбой. Запивали это все соками и шампанским. Забегая вперед, замечу, что на месте организаторов я бы не пожалел денег еще и на водку. Поскольку, как показывает практика, количество положительных отзывов после ее употребления значительно увеличивается. Но это уже тонкости пиара.
Несколько месяцев назад я смотрел первые 37 минут фильма и сейчас ожидал полного и безусловного провала. Перед самым просмотром ситуация еще более усугубилась. Уважаемый мною Гоблин, как истинный ценитель кино, принес в зрительный зал огромный пакет чипсов. А поскольку он сидел в непосредственной близости от меня, то возникла реальная перспектива наслаждаться шедевром Бондарчука под непрерывный аккомпанемент шуршащего целлофанового пакета.
$IMAGE4$
Но показ сильно задержали, что возымело как положительные, так и отрицательные последствия. К первым я отношу то, что Гоблин успел съесть чипсы до начала фильма. А к последним – опоздание к закрытию метро, в результате чего пришлось заплатить 500 (пятьсот!) рублей за такси.
Вот таким был эмоциональный фон.
Между тем, свет в зале погасили, и я стал погружаться в фантастический мир, рожденный в головах Стругатцких, Володарских, Бондарчуков и т.д.
И тут - первый сюрприз. Оказалось, что режиссер не сидел все это время, сложа руки. Хорошо поработал над монтажом, звуком, спецэффектами. Банальные сцены, диалоги, которыми изобиловал фильм, были в окончательной редакции вырезаны безжалостной рукой. Итог – первые 20-30 минут идут лихо, без сучка и задоринки. О картинке я уже говорил. К ней претензий не было и раньше. Все снято смачно, жму руку Максиму Осадчему.
$IMAGE5$
Пожалуй, единственно, что снижало впечатление – это несколько рафинированный образ главного героя в исполнении Василия Степанова. Его гламурная, штампованная улыбка, одна на все случаи жизни, очень быстро начинала надоедать. Не зря Гармаш дал этому молодому артисту кликуху «Дешерак». Имея в виду, что Васе только в рекламе Дешерака и сниматься.
Актеры второго плана порадовали больше. Здесь уже есть нюансы, полутона, изыски. Мэтры, одним словом.
Ближе к середине пошли не столь удачные эпизоды. Например, знакомство Максима с Радой. Более заезженного штампа найти трудно.
После первого часа просмотра фильм слегка стал провисать. Приключения продолжались, фантастические ружья палили не переставая, но чего-то все равно не хватало. Потом я понял, в чем был просчет.
Как писал Митта в своем учебнике по режиссуре под названием «Кино между адом и раем», все коллизии обязательно должны угрожать непосредственно главному герою, желательно его жизни. Тогда напряжение, тогда сопереживание. Но в фильме противоборствующие стороны сражаются между собой, а Максима стремятся только захватить и использовать в своих целях, что снижает накал.
Бондарчук постоянно намекает на актуальность сочинения Стругацких в современных условиях, но в фильме каких-то намеков на Путинский режим я не заметил. Фразу: «Ты был полковником, полковником и останешься», произнесенную одним из героев, максимум можно считать за фигу в кармане.
История любви главных героев разыграна тускло и примитивно. Спасают дело только перестрелки.