Поездка на Соловецкий архипелаг
Предпочитая прочим экологический туризм, на пристань Большого острова Соловецкого архипелага мы сошли промозглым августовским утром. Катер на подводных крыльях недолго резал свинцовую воду северного моря после отплытия из нелюдимой и хмурой Кеми. Промелькнули перед слезящимися от резких порывав ветра глазами шлюзы Беломорканала, прошла правым бортом россыпь скалистых Кузовов, и через 3 часа пути мы уже рассматривали в бинокли кремль Соловецкого монастыря.
Сурова природа севера. Будь то лето, или зима, не радует приполярная земля горячим солнцем и теплым морем. Все радости бытия Север скупо отмеряет своим посетителям. Пройдя каменистым берегом вдоль линии отлива Белого моря, с накатывающими на отмели тяжелыми волнами, мы углубились на полкилометра вглубь острова, и разбили лагерь. Недалеко от наших палаток высились сложенные из диких каменных глыб монастырские стены, когда-то не поддавшиеся пушечному обстрелу шведских фрегатов. В сотне метров от нас, через сухое морошковое болотце, журчал ручей чистейшей воды, убегая своими струями в тайгу, под покров густого ельника.
Единственный населенный пункт Соловецкого архипелага называется просто – Поселок. Сотен 9 народу мирского ютятся в деревянных бараках Поселка, да еще сотни три монахов по скитам живет, что на островах Анзер и Заяцкий, да по территории Большого острова на Муксалме и Секирной горе. Малое количество людей на обширной территории Соловецкого архипелага способствует сохранению природы в её первозданном виде. И до мирового финансового кризиса им нет никакого дела.
Плавая по многочисленным протокам внутреннего моря Большого острова, мы наблюдали жизнь морских звезд, копошащихся в зарослях морского винограда и капусты. На тонких нитях, у самого дна, гроздями крепились черные раковины мидий. И каково же было наше изумление, когда в полусотне метров от карбаса вдруг появилась любопытная мордочка усатого тюленя! Зверь не боялся людей. Черные, почти человеческие глаза тюленя спокойно следили за нашей лодкой. Позднее мы не раз наблюдали этих красивых зверей плывущими по своим делам в прибрежных водах острова.
На западном побережье архипелага нередки появления белух. Белых северных китов изучают экологи на мысу Белужьем. Однако эти удивительные морские млекопитающие прекрасно знают график прихода ученых на мыс (подкармливают наверняка китов научные сотрудники!), и мы тщетно прождали полдня появления белух, сидя в высокой будке экологов и обшаривая биноклем горизонт? болтая про выбор домена для сайта о туризме. Кроме десятка тюленьих веретенообразных тел никого не удалось нам тогда увидеть.
Невзрачна на вид флора севера, но крепка и упорна! Кривые карельские березки образуют своими твердыми скрюченными стволами непроходимые заросли, запросто рвущие плотную ткань брюк. Невысокие, но густые ели поражают плотностью хвои! Под покровом северной тайги заросли черники, а на сфагновом ковре многочисленных болот растет северное лакомство – морошка!
Автор статьи: Сергей Игнатов