Татьянин день
25.01.2011
1600
0
Была земля белым-бела, мела метель,
Татьянин день, Татьянин день.
А для меня цвела весна, звенел апрель,
Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день.
Действительно, есть в морозном январе день, окрашенный радостным, каким-то весенним настроением. Это 25 января - Татьянин день. День всех студентов. Вероятно, это единственный в истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители церкви, и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник на свой манер. Из "Жития святых” мы узнаём, что дочь римского консула Татиана подверглась жестоким преследованиям за веру Христову: ей выкалывали глаза, резали бритвами, пытались сжечь, но каждый раз Бог наказывал её врагов, а Татиане посылал исцеление, даже львы, выпущенные из клетки, кротко лизали ей ноги. Потрясенные её стойкостью, палачи отказывались выполнять приказы, просили у Татианы прощение и становились на её сторону. Суд приговорил её к смерти. Позднее она была причислена к лику святых. Однако сведений о покровительстве святой Татианы тем, кто взвалил на свои плечи многотрудное дело получения знаний, нет ни в "Житиях святых”, ни в других источниках. Почему же день поминания Татианы оказался связан со славным, беспокойным, веселым и далеко не безгрешным народом - студенчеством?
Открываем "Историю Государства Российского” и находим ответ. 12(25) января 1755 г. был подписан императрицей Елизаветой Петровной Указ об открытии в Москве 1-го российского университета. Разработанный Ломоносовым проект взял под своё попечение генерал-адъютант И.И. Шувалов, человек образованный и культурный. Как свидетельствуют современники, "был скромен, даже боязлив. Постоянно отказывался от графского титула, но ревниво добивался славы мецената”. День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Он хотел не только послужить Отечеству, но и сделать презент своей любимой матушке Татьяне Петровне в день её именин. "Дарю тебе университет”, - произнёс ставшую позднее крылатой фразу И.И. Шувалов.
В 1791 г. на Пасху была открыта церковь Татианы Мученицы. Убранства для неё прислала сама Екатерина. Прихожанами этой церкви в разные годы были Фонвизин, Грибоедов, Тургенев, Тимирязев, Пирогов, Ключевский, братья Аксаковы, Соловьёв и др. Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта об его учреждении. Так, волей монарха появился студенческий праздник - Татьянин день, а со временем народная молва приписала этой святой покровительство студентам. Тон этому празднику был задан ещё в 1755 г. Торжества тогда были проведены в петровских традициях, милых и Елизавете: торжественные речи, богослужения, а затем иллюминация, фейерверк, угощения, театральные представления.
Шли годы. Студенты становились врачами, адвокатами, учителями, писателями. Но Татьянин день не забывался и не менялся. В этот традиционный день старики и молодёжь, знаменитые и неведомые - все были знакомыми, все были равными. Бытовая сторона праздника оставалась такой же, как и раньше.
В 60 -70 годы 19 века Татьянин день превращается в неофициальный студенческий праздник. К тому же с него начинались студенческие каникулы, и именно это событие студенческое братство всегда отмечало весело и шумно.
Сначала этот праздник отмечался только в Москве и отмечался очень пышно. Затем последовал Указ Николая I, в котором он распорядился праздновать не День открытия университета, а подписание акта об его учреждении. Так волей монарха появился студенческий праздник - День студентов. А студент, как известно, никогда не упустит шанс отдохнуть от учебы — согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь «горячее» сессионное время.
С этим праздником также связывают имя Оливье. Причем речь идет не о салате оливье, который является уже много лет неотъемлемой принадлежностью любого праздничного стола, а о французе Оливье, который этот салат изобрел.
Проживал этот самый Оливье в Санкт-Петербурге в XIX веке, держал ресторан «Эрмитаж» и был очень доволен: страна богатая, посетителей в ресторане много, деньги так и текут в карманы. Но был один день в году, когда столовое серебро «Эрмитажа» убиралось в шкафы, из залов ресторана выносили пальмы и фикусы в кадках, вместо фарфора доставали специально припасенные глиняные тарелки и блюда. Да, именно 25 января, в Татьянин день, знаменитый ресторан «Эрмитаж» начинал выглядеть, как студенческая столовая после нашествия саранчи.
Дело в том, что Оливье обслуживал не только высший свет и купечество первой гильдии. Француз, он отдавал должное благам, которые несет образование, и 25 января помещение ресторана принадлежало студентам. В ресторан шли все – студенты, преподаватели, выпускники. Это был их день. Города сотрясались от студенческих криков и студенческих гимнов. Маменьки запирали дочек понадежнее: студенты – дело такое, не уследишь, придется свадьбу гулять – хуже гусар, право слово. Папеньки завистливо вздыхали, слушая вопли за окном, и тихонько подтягивали студенческие гимны, вспоминая давно прошедшие времена.
Ректор университета выкатывал бочонок медовухи и лично стоял на розливе. Начав с медовухи, студенты переходили на вина в «Эрмитаж». И здесь салаты Оливье были очень даже кстати.
Татьянин день празднуют и сегодня. Правда, нынче ректоры не выкатывают бочонки с медовухой. Увы, даже пива не предлагают. И все же Татьянин день – День Студента – по-прежнему шумит в университетах, общежитиях, пивных барах и кафе. Жаль только нет больше француза Оливье с его салатами – очень бы пригодился студентам.
В Татьянин день поздравляют родных и знакомых, носящих имя Татьяна, дарят Татьянам цветы и подарки. В старину считали, что женщина, родившаяся 25 января, бывает хорошей хозяйкой: «Татьяна и каравай печет, и половики по реке бьет, и хоровод ведет!»
Интересно, что имя Татиана, Татьяна, несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. В такой же и в производных формах оно распространено во многих славянских странах, а вот в англоязычном мире сравнительно до конца ХХ века оно встречалось крайне редко.
Конечно, главная заслуга в популяризации этого имени принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему «Татьяны милый идеал» в романе «Евгений Онегин». Говорят, до появления этого литературного произведения имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским, но вскоре ситуация в корне переменилась. Имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.
В своем романе Пушкин не просто создал пленительный женский образ, но навека вперед определил модель, по которой русские женщины стали выстраивать свои отношения с противоположным полом. Раз избрав свой путь, Татьяна не отступает от него, храня верность тому, что представляется ей самым важным. Эта черта характера Татьян, вероятно, является самой ценной христианской добродетелью, которой наделены носительницы этого имени. Много веков Православная Церковь чтила всего лишь одну Татиану – Татиану Римскую, но в ХХ веке все изменилось. Прокатившиеся по стране гонения за веру явили миру целый сонм святых мучениц Татиан, и первой из них стала самая высокородная – страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна, дочь императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны.
Вторая по старшинству, она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. В своих воспоминаниях ее современники часто подчеркивают, что именно Татьяна Николаевна занимала главенствующее положение среди остальных царских детей. Знавшие ее люди отмечали в ней «исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга». Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна Татьяна отдавала большую часть своих сил и времени, помогая нуждающимся. Во время Первой мировой войны, сдав сестринские экзамены, старшие княжны работали в царскосельском госпитале. В качестве хирургической сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои именины, ездила в лазарет.
На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится вместе с Великой княжной Татианой Николаевной еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу.