Сергей Квит: «На реформы решусь. А что мне может помешать?»
Изменилось ли что-то в Минобразования, а значит - и в самой отрасли? С решительным намерением выяснить это открываю дверь кабинета министра образования. Сергей Квит встречает просто и приветливо.
- Сергей Миронович, Вы начали работу на новой должности с приказа “О введении в действие Дорожной карты развития украинского образования”. Удовлетворены ли вы тем, как выполняете собственноручно составленную (и, кстати, согласованную со студентами, которые блокировали помещение МОН) Дорожную карту?
- Да, там практически все выполняется. Были требования демократизации образования, подотчетности, прозрачности. Все эти вещи вошли в наш законопроект “О высшем образовании”, который, надеемся, скоро будет принят.
- Вы как бывший ректор очень хорошо осведомлены о проблемах высшей школы. Будут ли вас так же интересовать среднее и дошкольное образование? Какие наиболее важные шаги по реформированию школьного образования планирует министерство?
- Не могу сказать, что школьное или дошкольное образование мне не интересны. С проблемами школы я знаком очень хорошо, поскольку мои мама и бабушка были учителями.
Чтобы повысить качество образовательных услуг, нужно реформировать содержание среднего образования. За счет чего? Прежде всего следует пересмотреть программы и учебные планы, чтобы они соответствовали современному мировому развитию, новейшим научным технологиям. Ребенок должен быть активным участником учебного процесса, принимать самостоятельные решения, а не превращаться в статический сосуд, который кто-то наполняет или напихивает знаниями. В старшей школе будет введено профильное обучение. Его новую концепцию МОН разрабатывает совместно с Академией педнаук.
Главное для качества образования — это школьные учебники. Я могу сказать, что коррупционные схемы, существовавшие при отборе и печати учебников, ликвидированы. Уже отменен запрет на использование в школах учебной литературы, напечатанной до 2010 г. Кстати, нынешняя Государственная итоговая аттестация для выпускников проходит по разным сборникам задач, а не только по платным, как это было раньше.
У меня состоялись встречи с работниками образования в Николаеве, Харькове, Донецке, Херсоне. В конце мая состоялось большое совещание в МОН, посвященное среднему образованию. Чтобы наши педагоги могли высказаться и внести свои предложения по решению наиболее важных и чувствительных проблем.
Делаем все шаг за шагом. Первое, что стоит у нас на повестке дня, - принятие закона “О высшем образовании”. Ведь проект закона уже готов. Кроме того, высшее образование в значительной мере влияет на среднее образование, выставляет к нему определенные требования. Следующий законопроект, над которым мы уже работаем, - “Об образовании”. Он рамочный и в значительной степени будет посвящен именно среднему образованию.
Наряду с проблемами школы идут проблемы профессионально-технического образования. Оно очень завязано на рынок труда, и это предъявляет определенные требования к нему.
Также особого внимания требует и дошкольное, и внешкольное образование, где учебные программы нужно пересмотреть в сторону воспитания и социализации ребенка. Мы постепенно погружаемся в эту проблематику.
- Без качественной средней школы нельзя говорить о качественном университете, о вхождении в европейское образовательное пространство. Планируется ли возврат к 12-летней средней школе?
- Конечно, планируется, поскольку наша образовательная система должна быть созвучна с европейской системой. Другое дело, что в этом вопросе есть профессиональная и политическая составляющая. Этот двенадцатый год формально был перенесен на дошкольное образование. И если бы европейские специалисты и эксперты нас спросили, какой у нас срок обучения, они бы получили ответ - 12-летний. Но на самом деле дошкольникам не уделяется должного внимания.
Следует пересмотреть подходы к обучению в школе. Разработать новые учебные планы, учебники, ориентированные на 12 лет. Найти средства на все это, наконец.
Тема внедрения 12-летней школы будет подниматься. Но не сейчас. На сегодня эта задача не первоочередная. Есть вещи, которые надо решать немедленно: принять закон о высшем образовании, разобраться в коррупционных схемах в сфере образования.
- Кто будет воплощать в образовании новые прогрессивные идеи, кто будет проводить реформы? Корпус чиновников существенно не изменился. Вы упоминали о расширенном совещании в МОН, на котором обсуждались пути развития среднего образования.
- Действительно, мы собрали на Всеукраинское совещание не только учителей, но и начальников управлений и отделов образования. И действительно, недостатком этого совещания было то, что выступали преимущественно госслужащие, а педагоги были более скромными. Но это не означает, что мы будем ориентироваться только на слова управленцев. Мы всех попросили подать нам предложения по реформированию среднего образования в письменном виде. Все будем тщательно изучать. Для нас важно дать работникам образования знак, что нас интересуют все мнения и идеи о том, какие проблемы самые вопиющие, что приоритетно, наиболее важно.
Что касается того, кто будет проводить реформы, - мы должны достучаться до учителей, директоров школ, пробудить их инициативу. Позиция тех, кто работает непосредственно в школе, чрезвычайно важна. Хочется, чтобы отношение педагогов к проблемам и перспективам отрасли не было индифферентным. Чтобы они знали: мы готовы их слушать.
Мы реагируем абсолютно на все жалобы, поступающие в МОН. Хотя это и не так просто. Если есть какие-то факты, столкновения, проявления коррупции, мы реагируем как скорая помощь. Пусть люди не боятся, будут активными. А мы, министерство, поддержим их активность.
А в министерстве уже начались ротации. Прежде всего, существенно обновлен состав коллегии МОН. Она омолодилась, в ней появились новые лица, уменьшилось количество работников министерства и стало больше представителей общественных организаций. В руководящем составе министерства также произошли изменения: три управления возглавили новые руководители.
- После принятия нового “Закона о высшем образовании” будет создана еще одна независимая от МОН структура - агентство по качеству. Оно возьмет на себя функции “третейского судьи” в различных вопросах - мониторинга качества образования, аккредитации, аттестации. Как будет формироваться его состав?
- Это агентство будет формироваться по квотному принципу, прописанному в проекте закона “О высшем образовании”. В него войдут представители от министерства, университетов различных форм собственности (государственных, коммунальных, частных), студенчества, Национальной академии педагогических наук, работодателей.
Это будет государственная структура. Но профессионально независимая. В некоторых странах такие комиссии или агентства имеют статус общественных организаций или являются частными. У нас такая структура частной быть не может, так как в нашей стране система финансирования высшего образования преимущественно государственная. Государственные университеты сегодня в Украине более качественные, чем негосударственные. Поэтому важные решения не могут приниматься без государства.
В Украине, как и в Европе, будет соблюден основной принцип: такая комиссия должна быть профессионально независимой.
- Среди важнейших реформ высшего образования - изменение процедуры лицензирования вузов. Чем идеологически отличается новый вариант лицензионных условий?
- Если коротко, то основные отличия следующие. Первое - эти требования значительно упрощаются, становятся понятнее. Второе - уменьшается количество государственных служащих, с которыми надо контактировать университетам. Таким образом, потенциально уменьшается коррупционная составляющая. И третье - новые лицензионные условия коррелируются с теми условиями, которые выдвигаются в Западной Европе. И это имеет интеграционное значение для наших университетов. В частности, повышаются требования к уровню научной работы преподавателей, привлечению их к международным исследовательским проектам. Вместе с тем количество бумаг, необходимых для прохождения лицензирования, будет уменьшаться.
- Какие еще шаги Минобразования призваны “раскрепостить” вузы?
- С принятием нового закона “О высшем образовании” произойдут важные изменения в положении высших учебных заведений. А что касается шагов Минобразования... Вот, например, недавно у нас состоялось первое заседание Аккредитационной комиссии Украины (бывшей ГАК). На нем мы решили, что все дискуссионные вопросы между комиссией и вузом будут решаться в пользу последнего, кроме случаев, когда очевидно создаются возможности для профанации высшего образования. Скажем, некоторые вузы пытались получить лицензию на подготовку парикмахеров на заочной форме обучения. С такими вещами, конечно, соглашаться нельзя.
Считаю, что наши вузы слишком многое согласовывают с министерством: отпуск, командировки, еще какие-то мелкие рабочие вопросы. Таким образом они защищаются от наших же проверок. Думаю, следует отойти от этой практики. После принятия закона “О высшем образовании” будет новая ситуация.
Мы не “нависаем” над университетами, прислушиваемся к ним, не даем каких-то несвойственных их деятельности и уставам задач. Надеюсь, они это оценят. В наших отношениях мы полностью устранили коррупционную составляющую.
С нынешнего года мы сделаем открытым и прозрачным распределение госзаказа. Вся информация (включая список членов комиссии и протоколы заседаний) будет опубликована на веб-сайте министерства, а также централизованно передана в систему “Конкурс”. Станет невозможной ситуация, когда при распределении госзаказа выигрывает тот, кто скорее добежит до министра.
- И о вступительной кампании. Крымчане, а теперь и выпускники Донецка и Луганска, сталкиваются с определенными трудностями в ней. Какие проблемы в связи с этим Вам уже удалось решить, а какие - нет?
- В основном все проблемы мы решили. Мы индивидуально подходим к каждому. Все украинские университеты всегда идут навстречу абитуриентам из этих регионов. Никаких жалоб от крымчан нет. ВНО для абитуриентов из Донецкой и Луганской областей мы перенесли на вторую, дополнительную сессию. Они присоединятся к тем, кто по каким-то причинам не смог сдать тестирование во время основной сессии. В случае необходимости рассмотрим вопрос и третьей, дополнительной сессии.
- Нынешние условия приема в вузы несущественно отличаются от прошлогодних. Разве что уменьшен с 200 до 60 баллов вес среднего балла аттестата.
- В нынешнем году мы также в порядке эксперимента разрешаем нескольким политехническим университетам применять коэффициент 0,75 к непрофильным предметам. Это означает, что если человек живет математикой, а язык знает хуже, то балл по математике будет засчитан с коэффициентом 1, то есть в полном объеме, а вес балла по языку будет немного уменьшен - умножен на 0,75.
- Можно ли ожидать более радикальных изменений в следующем году? Например, отмены льгот поступающим, отказа от учета среднего балла аттестата?
- Средний балл аттестата нельзя отменять. Так как тогда мы дискриминируем школу. Школьники не будут заниматься учебой, а сосредоточатся только на подготовке к поступлению.
Льготы поступающим министерство отменить не может. Поскольку они заложены в закон. Изменения возможны только через Верховную Раду. Я бы хотел посмотреть на политиков, которые за них будут голосовать. Хотя я лично считаю, что льготы поступающим надо отменять. Лучше предоставлять адресную социальную помощь.
- Можно сколько угодно переставлять кресла и менять руководителей, но если система организации научных исследований остается неизменной еще с советских времен - на качественные изменения в образовании и науке нечего надеяться. Конкурсный отбор проектов, независимая научная экспертиза до сих пор не стали распространенной практикой. Решитесь изменить систему?
- Конечно, решусь. А что мне может помешать?
Оксана Онищенко.
«Зеркало недели».