Проблема состояния техники безопасности на угольных предприятиях

27.09.2009
3344
0
После взрыва на шахте им. Кирова государственного предприятия «Макеевуголь», забравшего 8 шахтерских жизней, сотрудники Государственного комитета промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора устроили тотальную проверку состояния техники безопасности и охраны труда на украинских шахтах. Ее результаты вряд ли кого смогли порадовать.

Например, в Луганской области каждое четвертое средство индивидуальной защиты – самоспасатель – оказалось контрафактным и не способным кого-либо спасти. Сертификаты качества на этот вид продукции на Украине имеет право выдавать только Донецкий завод горноспасательной аппаратуры, а специалисты этого предприятия уверяют, что никаких сертификатов на выявленные на Луганщине самоспасатели не выдавалось. Мало того, на девяти шахтах не проводились плановые реверсные проверки в летний период, а это грубое нарушение требований безопасности шахтерского труда. В ходе проверок пришлось даже прекратить работы на шахтах «Новодружеская» и им. Капустина, а также в 96 очистных и 187 подготовительных забоях действующих шахт. На шахтах Донецкой области дела обстояли ничуть не лучше.

- Проверки соблюдения правил техники безопасности проводились в течение двух недель, всего проинспектировали более 230 шахт, - рассказывает заместитель председателя Государственного комитета промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора Украины Олег Румежак. – Проведено 1,6 тысячи обследований на угольных предприятиях по всей стране и выявлено 14,8 тысячи нарушений требований промышленной безопасности и охраны труда!

- Какие это нарушения?

- Больше всего нарушений в системе проветривания и пылегазового режима. Их набралось более 1660. В 108 случаях не работала аппаратура пылегазового контроля, в 204 случаях эксплуатировалось оборудование с нарушенной взрывобезопасностью. Много было и других нарушений. На виновных наложены административные взыскания, штрафы на общую сумму более 30 тысяч гривен.

- Акции по выявлению нарушений проводились и раньше, почему же не принимались меры?

- Действительно, ежегодно, после крупных аварий начинается выяснение причин, как в частности, так и вообще. В прошлом году, например, после нескольких резонансных аварий вопрос состояния безопасности труда рассматривался даже на заседании Совета национальной безопасности и обороны, затем появились указ Президента и постановление Кабинета министров. Было также поручение Правительства дать оценку состояния промышленной безопасности на угольных предприятиях. Наш комитет вместе с Минуглепромом и профсоюзами провел такой анализ. Выяснилось, что из 160 предприятий, входящих в состав Министерства угольной промышленности, только 30 удовлетворяют нормативным требованиям.

Как видим, проблема поднимается на самых различных уровнях, но это не приводит к положительной динамике. Травматизм практически не снижается, хотя я бы не сказал, что инспекторы Госгорпромнадзора не справляются со своими обязанностями. Контроль со стороны сотрудников нашего комитета налажен достаточно жесткий. Постоянно проводятся проверки, останавливаются работы, наказываются виновные…

- Но штрафы, как известно, не панацея от несчастных случаев. За прошедшие месяцы на шахтах Украины погибли 112 шахтеров, следовательно, необходимо искать наиболее эффективные меры обеспечения безопасности труда…

- Действительно, проблемы безопасности труда становятся все более острыми, они уже переросли сферу производства и стали социальными, а резонансные аварии рикошетом бьют по всему обществу. Этому есть как субъективные причины, которые мы знаем и с которыми стараемся более или менее успешно бороться, так есть и объективные, ставящие нас в тупик. Украинские шахты становятся все глубже. Средняя их глубина превысила уже 700 метров, а многие опустились далеко за отметку 1000 метров. Газодинамические проявления на таких глубинах совсем иные, чем на малых, и на сегодняшний день очень слабо изучены. Горное давление на больших глубинах ведет себя совсем иначе, и температура воздуха намного выше. Отсюда - повышенные риски возникновения аварий.

- Напрашивается вывод о том, что необходимо вести более активные научные изыскания, но это трудно сделать при нынешнем состоянии отраслевых научных учреждений…

- Угольная отрасль является дотационной, и деньги на ее развитие государством выделяются, хотя зачастую и в недостаточном количестве…

- Но в этом году планировалось выделить намного больше, чем было перечислено реальных денег…

- Я не готов к подсчету на предмет больше или меньше. Это не моя задача. Скажу только, что перед празднованием Дня шахтера Премьер-министр распорядилась выделить на установку противоаварийных систем 100 миллионов гривен. Такие системы, кстати, работают на 22 шахтах. Если раньше они были чисто информационными, то теперь будут включены в управление производственными процессами. Выделены также дополнительно 1,6 миллиарда гривен на усовершенствование технологии добычи угля, а это очень важно, потому что именно совершенствование технологических процессов может привести к более надежному обеспечению безопасности труда горняков. (К сожалению, Олег Румежак сказал «выделены», но не уточнил, действительно ли эти средства дошли до предприятий отрасли – прим.)

- Олег Николаевич, но государственная казна не бездонна, да и отношение к угольной промышленности далеко не однозначное. В один несчастный день шахты могут вообще остаться без государственного финансирования, как это уже было в новейшей истории Украины…

- Чтобы этого не произошло, нужно активнее привлекать в угольную промышленность частных инвесторов. У нас уже есть примеры приватизации крупных хозяйственных комплексов в угольной промышленности. Поверьте, с безопасностью труда там намного лучше, чем на государственных предприятиях, потому что хозяин старается внедрять современные технологии, а как раз это и обеспечивает сравнительно низкий уровень травматизма.

- Получается, что выход из сложившейся ситуации - в приватизации, и Министерство угольной промышленности склонно к распродаже шахт, но, насколько известно, этот вопрос до конца не решен на законодательном уровне.

- С законодательством у нас и без того много проблем, потому что нет политической стабильности в стране. Наш комитет, если говорить о законодательстве, подготовил ряд изменений в закон «Об охране труда», в Административный кодекс и в закон «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве». Если Верховная Рада рассмотрит и примет наши предложения, то, уверен, уровень безопасности на шахтах станет намного выше, потому что мы идем по пути ужесточения требований.

- Наверное, многое зависит и от самих шахтеров, которые порой сознательно идут на допущение нарушений, чтобы увеличить объем добычи?

- Есть и такие факты. Это свидетельствует о том, что у нас еще слабо поставлена работа по профилактике нарушений. А люди иногда не понимают, что от их неверных действий зависит их же жизнь. Взять хотя бы Польшу, где культура добычи угля намного выше, чем у нас. Там за пять месяцев инспекторы выявили на одной из шахт 53 нарушения правил техники безопасности, а горный надзор самого предприятия обнаружил 503 нарушения. Естественно, все нарушения были устранены. Там не добывают уголь любой ценой, а четко функционирует хорошо отлаженная система охраны труда. К этому и мы должны стремиться.

- Олег Николаевич, в таком случае стоит, пожалуй, пристальней присмотреться к опыту зарубежных угледобытчиков?

- Мы это и делаем. Практически полностью уже адаптировали нормативную базу к европейским стандартам. Это очень важно, потому что в Европе значительно выше уровень требований к охране труда. У них очень много директив, касающихся как безопасности труда, так и требований к качеству машин и механизмов, требований по охране окружающей среды. Сама схема контроля у всех стран разная и копировать ее, пожалуй, смысла нет, но перенять лучшее необходимо. В Польше, со специалистами которой мы тесно работаем в этом плане, в начале 90-х годов в угольном производстве было до 100 несчастных случаев с летальным исходом, а нынче этот скорбный показатель едва переваливает за 10. Нам, как видите, есть еще над чем работать.

- В вопросах безопасности труда Евросоюз оказывает Украине материальную помощь?

- Под осуществляемые нынче проекты Евросоюз выделил Украине 8,9 миллиона евро на совершенствование технологии угледобычи, на работы по дегазации угольных пластов. А совершенствование технологии и промышленная безопасность – это два неразделимых компонента, поэтому можно смело говорить о том, что денежные средства выделены на решение и проблем охраны труда.

- Существует мнение, что некоторые шахты, которые легче закрыть, чем решать на них проблемы аварийности…

- У нас, как правило, такие шахты обеспечивают достаточно большие объемы угледобычи, хотя проблема эта теоретически существует. Польские специалисты уже склоняются к тому, чтобы прекратить добычу угля в наиболее опасных, с точки зрения безопасности труда, регионах. Но в наших условиях правильней было бы не просто прекращать угледобычу, а вкладывать больше средств в капитальное строительство, решение проблем совершенствования машин и механизмов, подземного транспорта, в совершенствование систем проветривания. Именно в этом заключены резервы дальнейшего повышения уровня безопасности труда. И не следует считать, что деньги, вложенные в решение этих проблем, пущены на ветер. Не сразу, но со временем они принесут хорошие плоды как в плане безопасности, так и в плане повышения объемов угледобычи.
О материале
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Теги:
Об авторе
avatar