"Партия войны" Украины и три сценария будущего Донбасса
Оперативная обстановка на востоке Украины за прошедшие полтора года после подписания второго Минского соглашения и ликвидации Дебальцевского котла принципиальных изменений не претерпела. На большей части протяжения линии соприкосновения продолжается обычная позиционная война и присущими боями различной степени напряженности между тактическими группами и более или менее регулярными и интенсивными минометными и артиллерийскими обстрелами. Все это является постоянно действующим источником утилизации гражданского населения и вооруженных формирований, а также экономических активов Украины.
В целом, тактические столкновения не имеют никакого смысла с военной точки зрения, создавая лишь непрерывный информационный фон для воздействия на собственное население и иностранных партнеров. С точки зрения перспективы мирного разрешения старательно сформированного конфликта бесперспективны, чтобы не сказать, вредны. Надежды ряда украинских военных экспертов на то, что обстреливая территории самопровозглашенных республик Донбасса, разрушая их инфраструктуру и терроризируя население, в перспективе можно будет добиться существенного экономического ослабления и последующих уступок от их властей, опровергаются этими же экспертами, утверждающими, что "Украина противостоит российской агрессии, тем самым защищая от нее Европу". Вполне очевидно, что российская экономика, равно как и российские вооруженные силы, ощутят какое-то подобие проблем не раньше, чем украинская экономика и силовики окажутся уже от них на грани существования.
В связи с этим, несмотря на то, что все стороны, имеющие то или иное отношение к Минскому процессу, начиная от руководителей ЕС, РФ и США и кончая недавно присоединившейся к ним Надеждой Савченко, в один голос настаивают на их безальтернативности, существует несколько различных вариантов развития событий вокруг разрешения украинской проблемы.
Война до победного конца
Для пресловутой "партии войны", представители которой оказались на вершине украинского политического Олимпа в результате антиконституционного вооруженного переворота, это самый понятный и привычный путь. Тем более что однажды он уже привел к реализации самых заветных чаяний по достижению политической власти, реализовать которые по мирному сценарию нельзя было, даже представить.
Вместе с тем, даже самые убежденные сторонники "взятия Москвы", которым удалось обзавестись справками специализированных медицинских учреждений, прекрасно понимают, к чьему концу и как скоро приведет военное развитие событий. Армии самопровозглашенных республик начинать наступление не планируют, да и необходимых сил у них для этого нет. "Российская вооруженная агрессия", в ожидании которой некоторые украинские политики пребывают с самого начала Майдана осенью 2013 г., также не спешит начаться. Поэтому единственным возможным вариантом начала крупномасштабных боевых действий на востоке Украины остается официальный приказ о наступлении Вооруженным силам со стороны нынешнего украинского верховного главнокомандующего. О том, к чему приведет подобный шаг, он мог проконсультироваться у нынешнего губернатора Одесской области, совершившего в августе 2008 г. такую ошибку. Как известно, тогда только политическое решение остановило контрнаступление российских войск в предместьях Тбилиси, а президент Михеил Саакашвили вскоре был переизбран путем демократического голосования, после чего старается быть подальше от территории Грузии, где его ждет уголовное следствие по целому ряду криминальных эпизодов. Вряд ли Порошенко горит желанием повторить столь бесславную карьеру, тем более, что в отличие от бывшего грузинского президента, он, скорее, удачливый бизнесмен, чем самостоятельный политик, что накладывает отпечаток на все его действия.
Вот почему несмотря на регулярно повторяемые и ставшие уже почти ритуальными заклинания об "освобождении Донбасса, возврате Крыма и обкатке войск" для "отражения и предотвращения российской агрессии", нынешний украинский президент начнет большую войну на Донбассе только в случае появления обстоятельств непреодолимой силы, к которым можно отнести только поступление соответствующей команды американских партнеров и прямую реальную угрозу для безопасности личной власти и благосостояния. Никакой войны "по ошибке" или инициативе радикальных вооруженных формирований, сумасшедших генералов или провокаций "третьих сторон" не начнется, если этого не захотят те силы, которые реализовали Майдан и прочие насильственные сценарии перекраивания политической карты мира.
Мир любой ценой
Казалось бы, для нормального человека мирный путь решения украинского конфликта является наиболее приемлемым и очевидным. Тем более что именно такой вариант предполагается реализовать с помощью Комплекса мер, подписанных в Минске. Можно много обсуждать о несовершенстве юридических формулировок и сложностях с контролем или исполнением, а также механизмами имплементации, но факт остается фактом. Если две конфликтующие стороны самостоятельно пожелали прекратить боевые действия и установить мир, никаким третьим силам предотвратить такое развитие событий не удастся. Политическая воля, подкрепленная ее легитимным юридическим статусом и самостоятельностью в действиях, а также подлинным желанием разрешить проблему в интересах собственной страны и граждан, а не усугублять и растягивать ее во времени, позволяет в кратчайшие сроки добиться желаемого и предусмотренного международными документами, одобренными резолюцией Совета безопасности ООН.
К сожалению, ничего подобного не наблюдается ни с сентября 2014 г., ни с февраля 2015 г., когда при поддержке Франции, Германии и России в качестве гарантов были выработаны и юридически оформлены Минские договоренности. При реальном желании, методично и последовательно выполняя их немногочисленные положения, представители двух украинских противоборствующих групп, если бы и не пришли к исходному мирному состоянию, то уже давно могли бы прекратить убивать друг друга и мирное украинское население и уничтожать собственную экономику. Этого, однако, не происходит даже спустя почти два года после начала процесса. Следовательно, как минимум, одна из сторон, несмотря на постоянные громкие заявления, не стремится реализовать мирный сценарий, а частенько устами отдельных безответственных политиков или также почему-то не несущих никакой ответственности радикалов заявляет о необходимости отказаться от выполнения Минских соглашений. Легко догадаться, что тому, кто заинтересован в скорейшем достижении мира на собственной территории и прекращении уничтожения собственного населения, такие действия не присущи. О том, что "Минскому процессу нет альтернативы" понятно всем сторонам, вот только сам процесс они видят по-разному. Одни поступательно и с признанием "особых статусов", а другие быстро, без статусов и "по самый Ростов".
Ни мира, ни войны
Ну, и остается третий вариант, представляющий собой комбинацию двух предыдущих. Собственно, именно он и реализуется нынешними украинскими политиками, подписавшими в сентябре 2014 г. первый Минский документ перед лицом неизбежного сокрушительного военного поражения. Некоторые из них совершенно откровенно заявляли об этом некоторое время спустя, тут же напоминая хорватский опыт, позволивший спустя несколько лет после заключения промежуточного мира, провести молниеносную наступательную операцию и окончательно решить проблему Сербской Краины. Ни морали, ни этики в подобном поведении усмотреть нельзя, да и столь любимого эффективными менеджерами политического прагматизма обнаружить сложно. Слишком уж отличаются ситуации. Представить, что на востоке Украины могут сложиться условия, при которых нынешние киевские власти сумеют нанести быстрый победоносный военный удар, не получив немедленно адекватный ответ с неприемлемым ущербом, невозможно. Поэтому ожидать украинской версии хорватской операции "Молния" со стороны вменяемых военных не приходится, а поэтому этот вариант откладывается на неопределенный срок, который по мере ухудшения экономический обстановки будет лишь отдаляться.
В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что никто из украинских политиков не стремится навести хотя бы относительное подобие порядка или "замирения" как можно быстрее. Наоборот, состояние перманентного хаоса и непрекращающихся вооруженных столкновений поддерживается всеми силами. Причем упор делается на максимальное количество жертв и разрушение инфраструктуры, а также целенаправленный подрыв всей экономики и хозяйства не только оппонентов, но и собственных, дестабилизируя любую экономически оправданную перспективу, то есть фактически идет элементарная очистка территории Украины. По сути, от политического управления демократической страной уже давно осталась лишь имитация и единственная цель нынешнего руководства тянуть состояние агонии страны как можно дольше, чтобы извлечь максимальную прибыль от своего пребывания у власти. Поэтому они и не стремятся искать каких-либо путей разрешения созданной ими же военной проблемы, а тем более достижения мира, после чего к ним появится еще больше неприятных вопросов от пострадавших избирателей. Безденежье и безысходность переформатируют их отуманенное пропагандой сознание, и проблемы могут решаться иначе, чем в "особый период"…
Причиной этому является то, что в украинской политике под внешним управлением прочно обосновалась даже не партия войны, а партия власти. Власти любой ценой, и направленной исключительно на достижение своекорыстных целей, а никак не удовлетворения интересов своей страны или сограждан.